В этом выпуске «Вестника Фонда» рубрика «Время перемен: слово регионам» посвящена одной теме. Точнее – проблеме, служащей спусковым механизмом многих трудных жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются дети и родители. Речь идет о низком уровне дохода семьи. О бедности, которая снижает качество жизни детей, зачастую формирует неблагоприятный сценарий их будущего – без перспектив самореализации и успешности.
Создать максимально благоприятную среду (прежде всего – в семье), для того чтобы любой ребенок мог успешно развиваться, учиться, раскрывать свои способности. Обеспечить все условия, чтобы каждый ребенок, выйдя во взрослую жизнь, смог состояться в профессиональном плане, смог создать крепкую, социально и материально благополучную семью. Эти задачи для Фонда и его партнеров являются приоритетными. И повышению качества жизни детей в малообеспеченных семьях уделяется отдельное внимание.
Комплексы мер, адресованные данной категории семей с детьми с 2020 года при поддержке Фонда реализованы уже в 32 субъектах Российской Федерации. Их основой служит социальное сопровождение, к организации которого привлекаются специалисты социальных служб, служб занятости, образовательных, медицинских учреждений. Единую программу работы дополняют мероприятия социального контракта. И это дает родителям больше возможностей для мобилизации внутренних ресурсов, чтобы добиться материального и социального благополучия. Отметим: такой алгоритм работы позволяет максимально эффективно применять современные социальные технологии, учитывая и потребности каждой семьи и ребенка, а также особенности региона. Об успешной реализации в разных субъектах Российской Федерации такого подхода – в материалах рубрики.
Создать все условия, чтобы материальное неблагополучие семьи как можно меньше отразилось на будущем ребенка. Не допустить, чтобы в его взрослой жизни повторился «сценарий бедности». Решая эти важнейшие задачи, партнеры Фонда, реализующие программы по улучшению качества жизни детей в семьях с низким уровнем дохода, особое внимание уделяют созданию современных познавательных пространств. Они не просто дают детям дополнительные возможности проявить способности, познакомиться с миром профессии. Благодаря таким пространствам формируется новая сеть социальных контактов, расширяется кругозор, возникает интерес к обучению. А самое главное – ребята получают реальный шанс попробовать себя в разных профессиональных сферах, поверить в собственные силы и выбрать, в конечном счете, востребованную, хорошо оплачиваемую профессию, которая позволит достойно обеспечивать себя и семью. Подобная работа стала одним из ключевых направлений Комплекса мер Кемеровской области – Кузбасса «Мой выбор – мое будущее».
В начале профессионального пути
В рамках Комплекса мер «Мой выбор – мое будущее», на базе 20 учреждений социального обслуживания семей и детей, расположенных в разных районах Кемеровской области, появились новые структурные подразделения: центры профориентации для подростков «Моя будущая профессия». В них организована работа педагогов и психологов, задача которых – определить, потенциальные возможности ребенка, его склонность к тому или иному роду деятельности. А далее помочь выстроить образовательный маршрут и мотивировать к сознательному выбору профессии.
Практические занятия ведутся в формате тренинговых студий, у каждой из которых своя направленность. Например, в студии «МастерОк» ребята пробуют себя в роли слесаря, электрика, столяра, учатся ловко обращаться с различным инструментом, получают навыки ремонта предметов интерьера и мебели, мелкого ремонта бытовой техники.
Как снимать мерки, делать выкройки и создавать лекала? Как подбирать ткани и фурнитуру? Все это – темы мастер-классов в студии «ЗигЗаг». Там подростки знакомятся с технологиями изготовления одежды, мягких игрушек, домашнего текстиля и других изделий, осваивают азы швейного дела, профессии модельера-дизайнера, закройщика.
В студии «ЮнАгро» подростки расширяют свои знания по ботанике и агрономии, узнают много нового о полезных свойствах ягод, овощей и зелени. И, разумеется, применяют все это на деле: учатся выращивать рассаду, ухаживать за растениями, работать с садовым инвентарем.
В студии с аппетитным названием «Вкусняшки» подростки приобщаются к тонкостям кулинарного мастерства, пробуют (в самых разных смыслах слова) свои таланты в качестве повара, кондитера, пиццайоло, пекаря. Спектр профессиональных умений, которые предлагается освоить, достаточно широк: от составления меню, изучения технологий приготовления разных блюд и правил сервировки стола до рационального выбора и расходования продуктов.
Отметим, что юные участники мероприятий Комплекса мер могут пройти несколько студий и вместе с представлениями о разных профессиях получить множество полезных в быту навыков. Остановить же выбор на самом подходящем деле, которое в будущем позволит крепко встать на ноги, помогают не только студийные занятия и консультации психологов профориентационного центра. Для ребят организуют познавательные встречи с преподавателями Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, Кемеровского государственного университета, Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии, Сибирского государственного индустриального университета и других образовательных учреждений. Регулярно проводятся профориентационные экскурсии на различные предприятия региона, где подростки общаются со взрослыми, состоявшимися специалистами, воочию видят, как они работают, как выстраивают взаимодействие в коллективе. Этот ценный опыт позволяет сделать ответственный шаг: наметить будущий профессиональный путь, соответствующий личным качествам и интересам.
Полную версию материала читайте здесь.