Фонд детям

Содействие в повышении профессиональных компетенций специалистам ДТД

Ежегодно Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организует обучение специалистов региональных служб Детского телефона доверия, направленное на совершенствование их навыков работы по актуальным тематикам консультирования детей и родителей.

1. По результатам конкурсного отбора в 2025 году обучение специалистов региональных служб детского телефона доверия обеспечат:

 - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (для специалистов региональных служб детского телефона доверия, работающих на территории Центрального федерального округа, Северо-Западного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Южного федерального округа, Приволжского федерального округа);

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (для специалистов региональных служб детского телефона доверия, работающих на территории Уральского федерального округа, Сибирского федерального округа, Дальневосточного федерального округа).

Обучение проводится в заочном формате с применением дистанционных технологий по блочно-модульным программам с учетом уровня профессиональных компетенций специалистов региональных служб детского телефона доверия.

Программа обучения включает учебные модули по оказанию экстренной психологической помощи по детскому телефону доверия детям и родителям по вопросам, связанным с:

- детско-родительскими взаимоотношениями;

- жестоким обращением с детьми;

- созависимостью;

- проблемами, связанными с травлей ребенка со стороны сверстников (буллинг, моббинг и др.);

- проблемами интернет-угроз (троллинг, шантаж, вовлечение в деструктивные интернет-сообщества и пр.);

- сексуальными посягательствами и сексуальным насилием в отношении ребенка;

- суицидальным поведением и антивитальными переживаниями детей;

- переживанием кризисных эмоциональных состояний (потеря близких, состояния горя, тревога, страхи);

- проблемами, связанными со специальной военной операцией;

- вопросами правонарушений ребенка (воровство, уход из дома, бродяжничество, делинкветное поведение и пр.), вовлечением в деструктивные организации;

- аддиктивным поведением детей и подростков (химические, психологические зависимости);

- проблемами здоровья ребенка (психические отклонения, соматические заболевания);

- проблемами взаимоотношения полов, распада диады;

- ранней беременностью, проблемой абортов.

2. В течение года для специалистов региональных служб Детского телефона доверия будет проведено 37 групповых дистанционных супервизий по наиболее актуальным тематикам консультирования   с использованием информационно-методического портала для специалистов Общероссийского детского телефона доверия.

С 18 февраля 2025 года по 12 декабря 2025 года Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организует обучающие занятия для специалистов региональных служб детского телефона доверия по оказанию психологической помощи лицам, оказавшимся в кризисных ситуациях и переживающих кризисные состояния в целях развития профессиональных компетенций специалистов региональных служб детского телефона доверия.

В ходе супервизий рассматриваются различные практические случаи, в том числе: работа со сложными категориями абонентов, суицидальное поведение абонентов, профессиональная позиция психолога-консультанта телефона доверия, проблема эмоционального выгорания специалистов, запросы, касающиеся детско-родительских взаимоотношений, буллинга, нарушения психологической безопасности образовательной среды и многие другие.

Супервизии проводятся специалистами ФГБОУ ВО МГППУ. Все супервизоры имеют большой практический опыт сопровождения специалистов служб детских телефонов доверия и хорошо знакомы с вопросами, возникающими в ежедневной практике.

В обучении ежегодно принимают участие более 400 специалистов служб детского телефона доверия из 85 субъектов Российской Федерации.

По итогам 1 квартала 2025 года проведено уже 6 супервизий, участие в которых приняли 39 специалистов региональных служб детского телефона доверия.

3. 16 мая 2025 года в преддверии Международного дня детского телефона доверия Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в партнерстве с Министерством социальной защиты Алтайского края провел семинар «Совершенствование профессионального мастерства через призму супервизорской деятельности», участниками которого стали более 500 специалистов.

Цель семинара - повышение эффективности супервизорской деятельности, формирование навыков поддержки консультантов и создание благоприятной рабочей среды в региональных командах детского телефона доверия.

Программа семинара включала исследование возникновения и развития супервизии, как процесса подготовки психологического сообщества, обзор основных моделей супервизии, разбор применения балинтовских групп и аналитической супервизии. Воронежская область представила анализ ситуаций, в которых дети и подростки стали жертвами телефонных мошенников, оказание им экстренной психологической помощи по телефону. Краснодарский край поделился опытом использования образов и сказочных сюжетов в телефонном консультировании детей и подростков в формате супервизии.

В завершение семинара рассмотрена проблема эмоционального выгорания консультантов региональных служб детского телефона доверия и способы формирования навыков саморегуляции.


Презентации участников:

Возникновение и развитие супервизии, как процесса подготовки психологического сообщества. Э.А.Эдокова

Обзор основных моделей супервизий, их преимущества и ограничения. Н.С.Боровкова

Балинтовские группы и аналитическая супервизия: ролевой репертуар, особенности и преимущества. Е.В.Васильева

Анализ ситуаций, в которых дети и подростки стали жертвами телефонных мошенников, оказание им экстренной психологической помощи по телефону. Д.В.Насонова

Опыт использования образов и сказочных сюжетов в телефонном консультировании детей и подростков. Л.М. Попова

Профилактика эмоционального выгорания консультантов. Д.И.Бородич