Фонд детям

"Пулас анне" ("Будущая мама")

Направление практики

Социально-психологическая поддержка несовершеннолетних матерей, нуждающихся в помощи и поддержке государства

Субъект Российской Федерации

Чувашская Республика — Чувашия

Год

2023

Основные направления работы опорной площадки:
 1) реабилитация несовершеннолетних матерей (до родов) в стационаре: социально-медицинское сопровождение хода беременности, подготовка к родам, стабилизация психоэмоционального состояния, налаживание взаимоотношений, точек соприкосновения с ближайшим окружением, завершение учебного года в организации образования, профориентация, овладение умениями и навыками самостоятельного ведения домашнего хозяйства, получение первоначальных знаний по уходу за новорожденными, обеспечению его безопасности.
Реабилитацию в стационаре прошли 3 несовершеннолетних беременных: 2 несовершеннолетних проживали до родов 1,5 месяца, 1 несовершеннолетняя - 4 месяца. Несовершеннолетние мамы бесплатно на базе МАУДО «ЧДШИ Nº 2»
(Академии искусств) прошли обучение компьютерной графики и дизайна, получили ценные навыки по профильным направлениям: растровые и векторные редакторы, 3D моделирование, освоили азы компьютерной графики и дизайна.
Все несовершеннолетние были отчислены в семью (одна оформила законный брак). После отчисления мамы с детьми были переведены на программы социального сопровождения в рамках участковой социальной службы.
  2) сопровождение специалистами в рамках участковой социальной службы осуществлялось в отношении 10 беременных
несовершеннолетних, 13 несовершеннолетних мам с детьми.
Специалистами проводился цикл работ: первичный диагноз семьи; определение плана по стабилизации внутрисемейной обстановки; этап профессионального сопровождения; контроль результативности проводимых реабилитационных мероприятий.
Визит в семью позволял специалистам провести углубленное обследование условий проживания семьи, несовершеннолетней и ребенка: санитарно-гигиеническую обстановку, соблюдение беременной несовершеннолетней рекомендаций узких специалистов организаций-соисполнителей проекта, организацию питания, обеспеченность сезонной одеждой и обувью, наличие у ребенка собственной кроватки, обеспечение безопасности жилья и т.п. Одновременно появлялась возможность наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между несовершеннолетней и членами семьи, так и между юной мамой/родителями и ребенком. Для того чтобы несовершеннолетние, семьи понимали, какие действия необходимо совершить на пути разрешения ситуации и ответственно подходили к ее решению, проекты индивидуальных программ социального сопровождения составлялись совместно с ними. Такой подход позволил семьям осознать, в чем именно состоят их затруднения, как подойти к решению тех или иных вопросов. В свою очередь, это мотивировало их на смену позиции в решении задач - с пассивной на активную. Социальное сопровождение дало возможность несовершеннолетним беременным, юным матерям получать следующие виды помощи в зависимости от конкретных проблем: помощь в профобучение/трудоустройстве, повышение родительской компетентности; адаптация к социальной среде, к появлению в семье новорожденного, организация различных видов материально-бытовой помощи, коррекция психологического состояния и семейных отношений и другие. Семьи, несовершеннолетние посещались специалистами как минимум 2 раза в месяц. Немаловажную роль сыграло тесное межведомственное взаимодействие, что позволило привлечь специалистов других ведомств и оказать комплексную помощь в разрешении проблем семьи и ребенка, в том числе и в тех вопросах, которые не входят в компетенции центра. В качестве положительного итога можно отметить, что отказов от новорожденных не зафиксировано. Несовершеннолетние мамы при поддержке родителей, других родственников исполняют родительские обязанности в полной мере. Критических ситуаций у подопечных в ходе социального сопровождения не зафиксировано.
  3) участие в занятиях клуба «Колыбель надежды» с посещением группы кратковременного пребывания (10 несовершеннолетних мам с детьми): Встречи с мамами проходили в непринужденной обстановке. На встречах происходило знакомство участников, а, следовательно, расширение социальных связей, обмен проблемами, мнениями. Научиться применять полученные знания на практике помогало выполнение упражнений.
Большое внимание уделялось и просвещению юных мам. На заседаниях поднимались вопросы «Ребенок в семье: физиологические и психологические особенности ребенка до 1 года»; «Гигиена питания и жилища»; «Отношения Мать и дитя. Родительско-детские отношения»; «Двигательная гимнастика с детьми до 1 года»; «Обеспечение безопасности ребенка в семье»; «Создание развивающей среды в домашних условиях». В качестве основной технологии работы с детьми в группе кратковременного пребывания была выбрана программа занятий по сенсорному воспитанию, направленная на обеспечение полноценного сенсорного развития, так как сенсорное воспитание - это развитие у ребенка процессов восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Познавательная активность детей на занятиях формировалась в процессе предметной деятельности с различными, соответствующими тому или иному возрасту дидактическими игрушками. Занятия проводились 2 раза в неделю. По итогам цикла занятий прогресс в развитии наметился у 85% ребят.
  4) участие в занятиях клуба «Женская академия «Веста» (5 несовершеннолетних мам совместно с 7 опытными мамами-наставниками). Тематика мастер-классов: «Йога смеха»;
«Рисование в технике эбру»; «Секреты молодости и крассры»;
«Выпечка пасхальных куличей»; «Организации семейного праздника»; «Роспись имбирных пряников»; психологический тренинг «Секреты семейного счастья»; «Адаптация к детскому саду»; «Путешествие в мир консервирования»; книгопутешествие «С заботой о женской красоте»; «Час здоровья»; «Подарочек для елочки». Мастер-классы организовывались 1 раз в месяц. проходили в дружественной и позитивной атмосфере. Кроме того подобные занятия, по словам участниц, придают силы и энергию. помогают бороться со стрессом и делает жизнь ярче. Отмечалось и улучшение взаимоотношение с ближайшим окружением несовершеннолетних.
  5) тренинговые занятия с ближайшим окружением несовершеннолетних матерей «Мой подарок тебе»: большое внимание уделялось практическим играм и упражнениям, направленным на обучение участников конструктивно взаимодействовать, определять собственные ресурсы, находить способы их нарабатывания и уметь адекватно их использовать при разрешении трудных жизненных ситуаций. Занятия проводились 1 раз в месяц. Наибольшее количество положительных отзывов у участников получили занятия по вопросам взаимоотношений родителей и детей. У всех людей свои особенности, которые необходимо учитывать, выстраивая с ними отношения. Участники активно задавали волнующие их вопросы, на которые получали квалифицированные ответы.
Занятия проводили опытные психологи Мошкова Е. А.. Казначеев Р. В. В течение 2022 года было проведено 12 занятий, в которых приняли участие 21 человек.
  6) индивидуальное психологическое консультирование: 84ч ел. получили ответы по вопросам получения социальной помощи и социальных выплат, преодоления, разрешения конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях, по вопросам ухода, развития детей раннего возраста, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.
  На официальном сайте учреждения создан баннер «Пулас анне», где ежемесячно выкладывались методические разработки для специалистов, родителей, несовершеннолетних, новости о деятельности опорной площадки (до 5 информаций в месяц):
https://cheb-det-centr.soc.cap.ru/proekt-pulas-anne

Результаты:

1. Применение действующих механизмов межведомственного взаимодействия в условиях социального партнерства г. Чебоксары к работе с несовершеннолетними матерями.

2. Повышение профессиональных компетенций специалистов, оказывающих услуги целевой группе проекта.

3. Отработка подходов к обеспечению доступности, оперативности и эффективности социально-психологической помощи (в том числе экстренной) несовершеннолетним матерям на базе опорной площадки «Пулас анне».

4. Обеспечение условий для активизации потенциала несовершеннолетних матерей, их ближайшего окружения в преодолении кризисной ситуации, включая создание и поддержку наставничества, клубной сети, организацию социального сопровождения.