
Направление практики
Домашний микрореабилитационный центр
Субъект Российской Федерации
Вологодская область
Разработчик
Бюджетное учреждение социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Сокольского района»
Год
2023
Работа ДМРЦ проводится в рамках разработанного алгоритма оказания услуг, его успешность определена такими важными факторами реабилитации, как: комплексность, цикличность и непрерывность абилитационных мероприятий.
Первым шагом в работе ДМР является проведение диагностики. Специалисты осуществляют выезды в семьи, изучают ИПРА, анамнез, медицинские показания, проводят опрос ближайшего окружения ребенка-инвалида. При составлении акта ЖБУ проводится оценка условий проживания семьи для выявления возможности занятий с ребёнком-инвалидом в домашних условиях: наличие необходимого оборудования и технических средств реабилитации.
Комплексное диагностическое обследование детей осуществляется на основе междисциплинарного подхода с участием нескольких специалистов (психолог, логопед, дефектолог, специалист по социально-бытовой адаптации, инструктор ЛФК). В процессе диагностики оцениваются все линии психофизического развития детей с инвалидностью: двигательное развитие, самообслуживание, речевое развитие, развитие когнитивной сферы (особенности внимания, памяти, мыслительных операций), эмоционально-личностные особенности.
За каждым конкретным ребенком и его семьей закрепляется куратор, который отвечает за своевременное занесение записей в личное дело, подготовку документов для консилиума специалистов.
На основе результатов диагностики и изучения условий проживания на консилиуме составляется индивидуальный реабилитационный маршрут (ИРМ) помощи в соответствии с выставленным реабилитационным потенциалом/прогнозом.
Блок реализации реабилитационных мероприятий ИРОМ содержит следующую информацию: название реабилитационного мероприятия; направленность и цель мероприятия; количество и длительность проводимых реабилитационных мероприятий; специалист, проводящий образовательное или реабилитационное мероприятие; планируемый и достигнутый результаты.
Далее специалисты и родители работают по ИРМ. Осуществляются: домашние визиты специалистов, дистанционное консультирование, контроль выполнения домашних заданий, занятия в Домашней школе, подбор необходимого оборудования и передача его на время реабилитации в семью.
Самостоятельно оказать компетентную помощь своему ребенку многие семьи затрудняются. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию, в которой он находится. Для решения данных вопросов создана «Домашняя школа», которая предусматривает 4 программы занятий для основных нозологических групп. «Домашняя школа» обеспечивает эффективную и грамотную подготовку родителей для включения и проведения реабилитационной работы и в домашних условиях. Программы включают в себя: психолого-педагогическое и правовое обучение родителей, обучение подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам, а также навыкам осуществления реабилитационных мероприятий и навыкам ухода за детьми-инвалидами, общению с ними.
Во время реабилитации проходит промежуточная диагностика (1 раз в 3 месяца), но учитывая сложность заболеваний детей, результаты могут долгое время оставаться на первичном уровне и улучшаться минимальными шагами.
Срок реализации ИРМ индивидуален в каждом конкретном случае. По желанию законных представителей он может быть пересмотрен в случае получения новых рекомендаций медицинской организации, ПМПК, МСЭ, образовательного учреждения и может реализовываться далее, если мероприятия, рекомендованные в ней, остаются актуальными для ребенка.
По истечении контрольного срока реализации ИРМ специалист-куратор осуществляет взаимодействие с законным представителем ребенка-инвалида с целью уточнения необходимости либо изменения ИРМ, либо завершения мероприятий ИМР (частично или полностью).
Практика позволяет организовать комплексную помощь ребенку с инвалидностью для его оптимального развития при непосредственном участии семьи и ближайшего окружения.
Благодаря помощи специалистов родители получают возможность научения различным способам реабилитации в домашних условиях, что повышает их компетенцию, дает знания и силы для продуктивного воздействия с ребенком, профилактируя отказы от детей и социальное сиротство.