Загрузка

Х   ЗАКРЫТЬ


Федеральные и региональные новости

Заседание рабочих групп по защите семьи и соблюдению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




31.01.2017

Члены Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка дали экспертную оценку экономического стимулирования сиротства и обсудили правоприменительную практику отобрания детей из семьи

Источник: сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

По инициативе Анны Кузнецовой в Общественной палате Российской Федерации состоялось совместное заседание рабочих групп по защите семьи и традиционных семейных ценностей и по соблюдению прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках выполнения поручения главы государства эксперты и общественники обсудили организацию мониторинга случаев отобрания детей из семей в субъектах Российской Федерации. Участники изучили практику изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью.

Было отмечены основные факторы, препятствующие эффективной деятельности по сохранению ребенка в семье. Анализ подходов к бюджетному финансированию организаций для детей-сирот и учреждений для несовершеннолетних системы социальной защиты показал возможную заинтересованность социально-реабилитационных центров и приютов в сохранении и даже увеличении контингента воспитанников. Подобная практика, например, является одним из ключевых аспектов экономического стимулирования социального сиротства.

Участники встречи отметили также, что, прежде всего, необходимо убрать концепцию «невозвратности» ребенка при отобрании и исключить ситуацию «зависания» детей в учреждениях. Законодательная норма не предусматривает никаких профилактических действий, кроме дальнейшего лишения или ограничения в правах родителей. А между тем, при отобрании ребенка важно уже в течение 3–5 дней устроить его в семью близких или родственников по временной опеке, или же в замещающую семью, и только при отсутствии тех и других возможно помещение ребенка в социальное учреждение. При этом органы опеки должны незамедлительно проводить реабилитационную работу с семьей.

Вместе с тем, важно исключить возможность отобрания ребенка либо преследования родителей за невыполнение ими своих обязанностей, когда проблемы в семье обусловлены не виной родителей, а тяжелым материальным положением, сложной жизненной ситуацией, болезнью. Члены комиссии отметили, что передача ребенка на постоянное устройство в другую семью должна быть возможна лишь в крайнем случае, когда восстановление его родной семьи невозможно.

Дискуссия развернулась также вокруг алгоритма и самой процедуры отобрания ребенка с точки зрения полномочий органов опеки и попечительства. Было указано на целый ряд факторов, подтверждающих неэффективность статьи 77 Семейного кодекса РФ, в частности, в ситуации реальной угрозы жизни и здоровью ребенка нет никакой возможности в короткий срок собрать необходимые документы и подписи. Вместе с тем, действующие в настоящий момент нормы законодательства, связанные с насильственным разлучением детей с родителями могут привести к многочисленным злоупотреблениям, разрушая судьбы семей и самих детей.

По оценке общественных экспертов, в реальности все усилия, направленные на сохранение ребенка в семье и возврат его в кровную семью крайне затруднены, и чаще всего не приносят результата. Это является и одной из причин, почему органы опеки предпочитают не связываться с отобранием, а используют другие механизмы изъятия ребенка. Например, давно назрела необходимость изменить норму, согласно которой для отобрания необходим акт за подписью главы органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования. Нередко органы опеки, не имея необходимых документов и соответствующей подписи для проведения процедуры отобрания несовершеннолетнего в случае выявления ребенка в ситуации реальной опасности, привлекают правоохранительные органы, так как сотрудники МВД по акту сами могут принимать такое решение и производить все необходимые действия.

По этой же причине органы опеки предпочитают не оформлять отобрание в случае, когда фактически необходимо именно эта процедура, а вместо этого «уговаривают» родителей написать заявление о временном помещении ребенка в социальное учреждение. Предлагается разработать альтернативные методы, когда отобрание ребенка органами опеки и попечительства возможно только при участии специалистов по социальной работе и психологов уполномоченных социальных служб, с обязательным последующим проведением консилиума (в течение 2–3 дней) с привлечением специалистов, правомочных признать или не признать необходимость отобрания (социальных работников, психологов, специалистов КДН и представителей общественности).

Кроме того, общественные эксперты проанализировали распределение субсидий министерств и ведомств, а также Президентских грантов для социально ориентированных НКО. Так, по данным исследования, в четвертом конкурсе 2016 года, распределявшего Президентские гранты, участвовало 4634 проекта, из них победителями стали – 375 проектов. Всего в конкурсе было заявлено 52 грантовых направления, при этом на поддержку семьи и семейных ценностей было заявлено всего 3 конкурсных темы, что составило 5% от общего количества направлений. Всего в конкурсе участвовало 9 грантооператоров, при этом гранты на поддержку семьи распределял 1 грантооператор. Общественная группа, проанализировав тематику всех социально значимых проектов и уделив особое внимание 16 из них, касающимся семейной политики, сделала вывод о том, что профинансировано ноль проектов, направленных на конкретную помощь семьям, находящимся в кризисной ситуации.

По оценке экспертов, существующая грантовая политика экономического стимулирования деятельности НКО в сфере поддержки семьи не соответствует реальному запросу гражданского общества на оказание конкретной адресной помощи. В этой связи, поступило предложение наделить Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка компетенцией проводить анализ социальных значимых проектов, направленных на поддержку семьи, давать по ним экспертное заключение на предмет соответствия запросам гражданского общества.

Общественный и экспертный мониторинг правоприменительной практики отобрания несовершеннолетних из семьи продолжается, во всех субъектах РФ созданы специальные группы при уполномоченных по правам ребенка, предложения в свете поручения Президента России систематизируются для подготовки отчета главе государства.



Возврат к списку

Поделиться: