Нетелефонный разговор: закончилась конференция по обеспечению доступности и качества Общероссийского детского телефона доверия

30.11.2012

С 1 сентября 2010 года в России заработал общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122. Более двух миллионов обращений поступило на детский телефон доверия за два года его работы, из них более половины – от детей и подростков. Специалисты более 200 служб, расположенных на всей территории Российской Федерации, принимают звонки и оказывают экстренную психологическую и консультативную помощь обратившимся детям и их родителям.

29 ноября 2012 года Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, провел конференцию «Общероссийский детский телефон доверия: обеспечение доступности и качества работы». В конференции приняли участие представители органов исполнительной власти и специалисты, работающие на детских телефонах доверия, из 64 субъектов Российской Федерации.

Поприветствовав участников и гостей конференции от имени Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилина, его заместитель А.В.Вовченко отметил высокую социальную значимость проекта по введению общероссийского номера детского телефона доверия как доступного вида помощи детям и необходимость продолжения проекта. Обеспечение деятельности включено в правительственный План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

«Специалисты и эксперты детского телефона доверия являются, порой, единственными доверенными лицами для ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, нуждающегося в срочной помощи», подчеркивалось в приветствии Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Астахова, которого представляла на конференции его советник Ю.В.Назарова. Побывав в ряде регионов Российской Федерации, она отметила хорошую работу телефона.

Поддержку Фонду в обеспечении деятельности общероссийского детского телефона доверия высказал С.Н.Спирин, старший инспектор по особым поручениям Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России. По его мнению, в ситуации, когда статистика свидетельствует о значительном количестве преступлений, совершаемых в отношении детей, «очень важно, чтобы об этом телефоне знали все дети и могли получить необходимую помощь».

Председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, М.В. Гордеева в своем выступлении подвела итоги двухлетней деятельности работы общероссийского детского телефона доверия: «Мы считаем, что первый этап организации службы общероссийского детского телефона доверия завершен. Число служб экстренной психологической помощи, подключенных к общему номеру, стабилизировалось. В настоящее время их 230. В повестке дня – вопросы повышения эффективности детского телефона доверия». По мнению Марины Гордеевой, «доступность и доверие - вот два направления деятельности, на которых надо сосредоточиться, развивая и совершенствуя деятельность телефона».

Вниманию участников конференции были представлены итоги социологического исследования «Эффективность деятельности служб детского телефона доверия с единым общероссийским номером в субъектах Российской Федерации», проведенного по заказу Фонда. Е.А.Михайлова, директор по качественным исследованиям ВЦИОМ, высказала мнение экспертов о том, что служба детского телефона доверия является одним из ключевых механизмов защиты ребенка, ее трудно переоценить и заменить чем-либо сегодня. Помимо основной функции – экстренной психологической помощи детям – детский телефон доверия решает проблемы профилактики социального неблагополучия, случаев нарушения прав ребенка в семье, и что немаловажно – формирует культуру обращения за психологической помощью.

Она отметила, что уровень информированности о детском телефоне доверия составляет 79% среди тех опрошенных, которые вошли в выборку. Узнают о нем в основном, от учителей и школьных психологов, а также из социальной рекламы.

Президент «Национального фонда защиты детей от жестокого обращения», руководитель Российской ассоциации детских телефонов доверия, М.О.Егорова уделила внимание повышению профессионализма специалистов, работающих в службах экстренной психологической помощи.

Большой интерес участников вызвало выступление Г.С.Банникова, заведующего научно-исследовательской лабораторией научно-методического обеспечения экстренной психологической помощи Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета. Он рассказал о тонкостях работы с абонентами детского телефона доверия, находящихся в кризисных и суицидальных состояниях, предложив разработать алгоритм действий консультанта детского телефона доверия: какие вопросы задавать и что отвечать, чтобы отвлечь ребенка от опасных мыслей.

Пищу к размышлению дало выступление М.М.Твердынина – председателя правления региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ). Он считает, что изменение информационного пространства и широкое распространение Интернета в ближайшем будущем приведет к необходимости развития экстренного оказания помощи в режиме он-лайн консультирования.

А.А.Саркисов, представитель дирекции столичного филиала ОАО «Ростелеком» высказал благодарность Фонду за выбор «Ростелекома» партнером столь масштабного проекта.

Активное участие в обсуждении темы конференции приняли представители региональных служб экстренной психологической помощи. В их выступлениях были представлены анализ работы служб, накопленный опыт, проблемы, требующие решения, предложения дальнейшего развития деятельности телефона доверия. Они также указали на необходимость продолжения со стороны Фонда организационной и методической поддержки служб экстренной психологической помощи для детей и подростков, работающих под единым общероссийским номером 8-800-2000-122. По итогам работы конференции принята резолюция.

Приветствие М.А. Топилина участникам конференции

Приветствие П.А. Астахова участникам конференции

Возврат к списку