Детский телефон доверия предотвращает подростковые самоубийства

16.05.2012

Накануне, когда весь мир отмечает день детского телефона доверия – бесплатной анонимной службы экстренной психологической помощи детям и их родителям с целью профилактики семейного неблагополучия и конфликтов, стрессовых состояний и суицидальных настроений, в Москве, в здании Министерства здравоохранения и социального развития прошло селекторное совещание «Общероссийский детский телефон доверия: задачи и перспективы развития».

Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122 – это совместный проект Фонда и субъектов Российской Федерации, напомнила председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Марина Гордеева, поэтому его успех зависит от всех участников. Она напомнила, что Фонд взял на себя обязательства по оплате телефонного трафика, (за период с сентября 2010 года, по апрель 2012 на эти цели израсходовано более 17 млн. руб.), а также организацию и оплату обучения специалистов региональных служб детского телефона.

По состоянию на 31 марта 2012 года на детский телефон доверия поступило более 1,5 млн. звонков. Из них 856,5 тыс. звонили дети и подростки. По информации поступившей из 47 регионов страны за первый квартал текущего года на телефон поступило 786 звонков детей с суицидальными намерениями. Всем им была оказана психологическая помощь. Кроме того, свыше двух тысяч звонков поступило от детей подвергшихся сексуальному насилию, свыше 13 тыс. детей жаловались на жестокое обращение от сверстников, почти столько же поступило жалоб на жестокое обращение в семьях.

Наша страна находится на третьем месте в мире по числу детских суицидов, заметила в своем выступлении директор Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России, ответственный секретарь Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алина Левитская. Она заметила, что причины суицидальных настроений разные от несчастной любви, до конфликтов в семье. При этом только 10 процентов решающихся на роковой поступок, действительно хотят покончить с собой. Остальные лишь пытаются привлечь к себе внимание. Именно для них телефон доверия становится той соломинкой, способной спасти человека.

С началом работы детского телефона доверия, статистика правонарушений неуклонно снижается, - сообщил инспектор по особым поручениям Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Сергей Спирин. Он предложил в развитии детского телефона доверия создать систему экстренного реагирования на звонки, чтобы иметь возможность оперативно пресекать правонарушения.

Представитель Курской области Владимир Проскурин заметил, что опыт работы телефонов доверия в области был, но после начала работы общефедерального номера, количество звонков резко увеличилось. По социальным опросам более половины детей готовы к тому, чтобы в случае необходимости прибегнуть к помощи психологов.

Елена Ильченко из Краснодарского края обратила внимание, что служба детского телефона доверия в регионе расширятся. Существующих мощностей уже не хватает, чтобы оказать помощь всем желающим. Она выразила надежду, что Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации и дальше будет помогать регионам готовить специалистов для психологической помощи, а также решать вопросы с предоставлением телефонного трафика. На что, присутствующий на селекторном совещании представитель Ростелекома Артур Саркисов заверил участников, что компания при необходимости готова предоставлять повышенные мощности для успешной работы социально значимого проекта.

Надежда Отделкина из Нижегородской области заметила, что проект «детский телефон доверия» находится под контролем у губернатора области. Она рассказала, что в регионе действует особая система, позволяющая в течение нескольких часов реагировать на тревожные сигналы, поступающие на единый федеральный номер. После поступления звонка о помощи, производится его проверка и регистрация, а затем, ответственные службы выезжают на место для принятия решения. Сфера полномочий таких служб весьма широкая. Сегодня в области идет совершенствование этого проекта.

Галина Пикалова из Оренбургской области обратила внимание собравшихся, что после проведенной рекламной кампании, о существовании детского телефона в регионе знают свыше половины подростков. В развитии службы психологической помощи внедряются и новые технические средства. Подростки могут общаться со специалистами через Скайп, по желанию используя либо видео, либо телефонную связь.

Представитель Кемерова Наталья Круглякова рассказала, что в области работает 11 служб телефона доверия. Только за прошлый год к специалистам обратились 68 тысяч человек. В регионе работает служба по проверке поступивших сигналов и профилактике насилия над детьми. Особое внимание уделяется интернатным учреждениям, где оборудованы специальные места с телефоном, которым воспитанники могут при необходимости воспользоваться.

В Псковской и Орловской областях акцент сделали на популяризации детского телефона доверия. Причем в Орловском регионе в изготовлении рекламной продукции принимают участие сами подростки. Объявлен конкурс. И лучшие образцы будут отобраны для публикации и демонстрации на телевидении.

Практически все выступающие на селекторном совещании, в котором участвовало свыше 600 человек из регионов, обращались к представителям Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с благодарностью за проделанную работу и просьбой продолжить поддержку проекта, поскольку детский телефон доверия является на сегодня наиболее действенным инструментарием эффективной и доступной психологической помощи детям и их родителям, а также способом профилактики жестокого обращения с детьми.

В завершении председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марина Гордеева поздравила всех с международным днем детского телефона доверия, выразила надежду, что в нашей стране это важное направление будет успешно развиваться.

Справочная информация : В селекторном совещании «Общероссийский детский телефон доверия: задачи и перспективы развития» приняли участие свыше 600 человек, среди которых руководители исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональные руководители органов социальной защиты населения, внутренних дел, образования, здравоохранения, по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам ребенка.

На селекторном совещании выступили: председатель правления Фонда детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Марина Гордеева, директор Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России, ответственный секретарь Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алина Левитская, инспектор по особым поручениям Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Сергей Спирин, заместитель губернатора Курской области Владимир Проскурин, заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края Елена Ильченко, заместитель министра социальной политики Нижегородской области Надежда Отделкина, заместитель министра социального развития Оренбургской области Галина Пикалова, и.о. начальника департамента социальной защиты населения Кемеровской области Наталья Круглякова, заместитель начальника Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Елена Федорова, начальник отдела охраны здоровья матери и ребенка управления здравоохранения и социального развития Орловской области Наталья Иобст.

Возврат к списку