Фонд будет способствовать развитию системы помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов

07.02.2011

2 февраля Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, провел совещание по вопросам дальнейшего развития программ Фонда, направленных на социальную поддержку детей-инвалидов и семей, воспитывающих таких детей. К участию в обсуждении были приглашены представители министерств и ведомств, члены экспертного совета Фонда, а также представители НКО и общественных организаций, занимающихся данной проблематикой.

«Основная слабость социальных институтов, которые поддерживают семьи с детьми-инвалидами, – в отсутствии комплексного подхода в организации помощи, – сообщила председатель правления Фонда Марина Гордеева, открывая встречу. – Мы видим задачу Фонда в том, чтобы стимулировать регионы к выстраиванию такой работы с детьми-инвалидами, когда различные ведомства будут взаимодействовать и дополнять друг друга в предоставлении услуг для реабилитации таких детей по месту жительства».

В ходе обсуждения

Приглашенные эксперты отметили необходимость работы по преодолению стереотипов у специалистов. Зачастую врачи рекомендуют семьям, в которых родился ребенок с нарушениями развития, передать его в интернат, вместо того чтобы направить на консультации к соответствующим специалистам. Подобный подход значительно затрудняет начало социальной реабилитации этих детей и семей.

Еще одна проблема, препятствующая эффективной работе, – крайне слабое взаимодействие комиссий медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий. В таких условиях составление эффективной индивидуальной программы реабилитации и оптимального образовательного маршрута для ребенка просто невозможно.

Участниками совещания было предложено включить в программы Фонда по данному направлению следующие блоки:

  • раннее сопровождение детей-инвалидов. Сразу после рождения ребенка у его родителей должен быть доступ как к медицинским, так и к психологическим и педагогическим услугам по месту жительства;
  • создание служб социальных помощников семьям, воспитывающих детей-инвалидов. Подобные службы значительно облегчают психологическое состояние родителей, а также дают возможность родителям устроиться на работу. Еще одной мерой в данном направлении может являться развитие сети социальных гостиных;
  • содействие получению профессионального образования и профессии на базе школ и социально-реабилитационных центров (в том числе посредством дистанционного обучения);
  • развитие учреждений интегрированного проживания выпускников учреждений образования и социальной защиты, молодых инвалидов в целях улучшения качества их жизни, организации труда и социального обслуживания;
  • выстраивание межведомственной технологии работы, в том числе проведение обучения сотрудников учреждений и ведомств, непосредственно работающих с детьми-инвалидами и их семьями.

Эксперты также акцентировали внимание на необходимости внедрения в практику работы следующих компонентов:

  • внедрение сетевой терапии. Данный метод уже активно используется при работе с неблагополучными семьями, а вот для работы с семьями с детьми-инвалидами его не применяют, хотя возможности данного метода позволяют проводить эффективную социальную реабилитацию этой категории граждан;
  • проведение мониторинга качества оказываемой помощи, а также разработка и внедрение индекса толерантности по отношению к семьям с детьми-инвалидами;
  • разработка технического регламента для оборудования учебных помещений для каждой категории детей-инвалидов, а также программно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса в качестве необходимых условий развития инклюзивного образования.

Рекомендации, озвученные в ходе обсуждения, будут использованы при составлении программного плана Фонда, который будет реализовываться с 2012 года.

Справочная информация:

За дополнительной информацией журналисты могут обращаться в департамент коммуникаций Фонда по тел.: (495) 606-70-51 и электронной почте pressa_fond@mail.ru

Возврат к списку