Создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

02.04.2008

Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова приняла участие в совещании у избранного Президента России Дмитрия Медведева по вопросу «О защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», на котором выступила с докладом.

Тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяны Голиковой

Положение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, продолжает оставаться острой социальной проблемой, требующей постоянного внимания государства и общества.

Для реализации дополнительных мер поддержки принято решение создать Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответствующий Указ подписан Президентом Владимиром Владимировичем Путиным 26 марта 2008 года. Учредителем Фонда выступает Минздравсоцразвития России. В ближайшее время будет сформирован попечительский совет Фонда.

Сегодня проблемами детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, занимается ряд структур – Минздравсоцразвития, Минобрнауки, МВД, Правительственная комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Созданная структура не будет подменять или дублировать работу органов власти. Средства, выделяемые Фонду из федерального бюджета, должны поддержать проекты и программы государственных и негосударственных организаций.

В федеральном бюджете 2008 года на работу Фонда выделено 5,2 млрд. рублей. Хочу отметить, что его программы будут финансироваться не только из федерального бюджета, но и за счет аккумулирования средств бюджетов других уровней (областных, муниципальных), а также благотворителей.

Фонд не будет «выплатной кассой». Его создание вызвано необходимостью реального содействия реализации государственной семейной политики, поддержки института семьи и защиты интересов детей. Основная цель деятельности Фонда – стимулирование социальных программ поддержки детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Фонд будет вести целый ряд направлений по социальной поддержке детей. 

Во-первых, целевым образом будет софинансироваться реализация региональных и муниципальных программ.

Справочно

По профилактике отказов от детей («Отказные дети» и т.п.), по толерантному отношению к детям-инвалидам («Дети с НЕограниченными возможностями» и т.п.), по поддержке детей, проживающих в сельской местности («Дети наших сел» и т.п.), по экстренной помощи детям («Помощь в беде» и т.п.).

Основными критериями поддержки региональных и муниципальных программ будут:

·         инновационность,

·         межведомственность,

·         софинансирование со стороны всех участников проекта,

·         а также продолжение программы после окончания софинансирования ее Фондом.

Во-вторых, Фондом будут разработаны и реализованы  собственные программы, в частности:

·         обучающие программы (мастер-классы, летние школы для специалистов учреждений, непосредственно работающих с детьми социально-реабилитационных центров, социальных приютов, воспитательных колоний, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей);

·         проекты по установлению шефства над детскими лечебно-профилактическими, социальными и образовательными учреждениями;

·         программы высокотехнологичного лечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме этого, Фонд будет оперативно подключаться к мероприятиям, которые проводятся в рамках года Семьи, в том числе за счет поддержки проектов некоммерческих организаций, волонтерского движения, региональных и местных инициатив. Положительный опыт и лучшие практики работы в данной области будут максимально распространяться.

Еще раз хочу подчеркнуть, что задачей Фонда станет, прежде всего, поддержка различных программ, адресованных непосредственно детям и семьям с детьми. Уверена, что программы, которые начнутся с помощью Фонда, будут жить дальше своей жизнью и приведут к конкретным результатам.

Справочно

Трудная жизненная ситуация – широкое понятие, определенное в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Это дети-сироты, дети-инвалиды, дети, которые живут в семьях, где родители инвалиды или безработные, воспитанники интернатов или подростки, выходящие из колоний для несовершеннолетних. Все эти дети нуждаются в конкретной помощи для того, чтобы встать на ноги.  

Наиболее многочисленные и уязвимые категории детей, которые нуждаются в социальной реабилитации и адаптации в первую очередь – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731,8 тыс. человек), дети-инвалиды (534 тыс. человек), дети, находящиеся в социально опасном положении (489,5 тыс. человек).

В последние годы Министерство последовательно ведет работу по совершенствованию механизмов защиты прав детей, по решению наиболее острых социальных проблем. Таких как детская беспризорность и безнадзорность, социальное сиротство, насилие по отношению к детям.

Еще в 2006 году в Послании Федеральному Собранию Президент обозначил задачу сокращения социального сиротства в России как одну из важнейших.

В качестве основных подходов по решению задачи сокращения социального сиротства определены:

·         материальное стимулирование устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (повышение размера выплат на содержание ребенка в  семьях опекунов и приемных семьях до уровня не менее 4 тысяч рублей на одного ребенка и оплаты труда приемного родителя до 2,5 тысяч рублей; установление единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в размере 8 тыс. рублей);

·         сокращение числа детей, находящихся в интернатных учреждениях;

·         реструктуризация интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках решения вопроса семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2007 года региональным бюджетам оказывается помощь в форме субвенций и субсидий.

В 2008 году из федерального бюджета будет выделено:

·         субвенций на выплату единовременного пособия при всех формах семейного устройства детей, оставшихся без родительского попечения – 1,154 млрд. руб.;

·         субсидий на повышение ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях, оплату труда приемных родителей – 6,174 млрд. руб.;

·         средств на финансирование мероприятий по диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 698 млн. руб. Это позволит почти в два раза увеличить количество детей, охваченных диспансеризацией; включить в их число воспитанников учреждений социальной защиты населения (домов-интернатов, социальных приютов).

Особо хочу отметить работу регионов по решению острых социальных проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Меры, принятые на федеральном уровне, регионы дополняют своими программами по профилактике социального сиротства, развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатах, созданию и развитию служб сопровождения семей усыновителей, опекунов, приемных семей, реформированию интернатных учреждений.

Уже можно говорить о первых позитивных результатах работы. Снижается число семей, находящихся в социально-опасном положении. По данным регионов, на конец 2007 года на учете состоит 275 тыс. семей, тогда как в 2006 году их было свыше 309 тыс. Сокращается и число так называемых новых выявлений детей-сирот (в 2007 году выявлено 123 тыс. таких детей против 127 тыс. в 2006 г. и 133 тыс. в 2005 г.).

В 2007 году увеличилось число детей-сирот, устроенных на воспитание в семьи. В том числе более чем в два раза – в приемные семьи. На 14% возросло число детей, усыновленных российскими гражданами (по отношению 2007  к 2006 году).

Возврат к списку