Новые технологии доверия

25.05.2018
Новые технологии доверия

24 мая Фонд поддержки детей провел деловую встречу «Современные вызовы в деятельности детского телефона доверия», на которую были приглашены руководители и специалисты региональных служб экстренной психологической помощи детям, подросткам и их родителям, а также представители органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственные за деятельность этих самых служб в регионах, преподаватели ВУЗов, ведущих обучение психологов-консультантов.

Москва и Подмосковье, Курганская, Вологодская, Воронежская, Тамбовская, Архангельская, Тюменская, Ленинградская, Оренбургская области, Алтайский, Ставропольский, Пермский, Хабаровский края, Татарстан, Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ и Карачаево-Черкесия… На встречу собрались более 50 специалистов из 23 регионов страны. География участников встречи получилась обширной. Как широка и «карта присутствия» Общероссийского детского телефона доверия. К его номеру 8-800-2000-122, доступному сегодня во всех регионах страны, подключены более 220 организаций. С 2010 года психологи приняли свыше 8 миллионов звонков от юных и взрослых абонентов.

Открывая встречу, председатель правления Фонда Марина Гордеева отметила, что аналитика обращений свидетельствует о востребованности и эффективности помощи, которую оказывают детям и родителям психологи-консультанты телефона доверия. И позволяет говорить о нем как об актуальном «инструменте», помогающем разрешать самые сложные ситуации в детско-родительских отношениях, реагировать на различные ситуации в школе, в среде сверстников и так далее. «Объявленное Президентом Десятилетие детства ставит перед государственными органами и структурами новые задачи в сфере поддержки семьи и детского благополучия. И мы, конечно, должны понимать, какие «точки роста» сегодня есть в нашей работе, каким направлениям необходимо уделить особое внимание», – подчеркнула руководитель Фонда.


Одной из актуальных тем сегодня является тема онлайн-консультирования. Меняется жизнь, современные дети и родители сегодня вовлечены в интернет-сообщество, это – «цифровые граждане», которым комфортно и удобно общаться в онлайн-формате. Учитывая реалии нашего времени, в 2016 году Фондом был создан сайт www.telefon-doveria.ru, на котором заработал анонимный чат. Он открыл для детей, подростков и родителей, которые по каким-то причинам не решаются позвонить на номер 8-800-2000-122, возможность в интерактивном режиме общаться с психологом. Задача специалистов, работающих в онлайне, – подготовить подростка или родителя, который не решается позвонить, к тому, чтобы он набрал номер 8-800-2000-122, и поговорил с психологом. Необходимо суметь объяснить, как много значит живой диалог, живой контакт и мотивировать на звонок или визит к психологу. Чат оказался востребованным: только в 2017 году психологами проведено более 5 тыс. онлайн-консультаций.

В ряде регионов сегодня уже есть опыт оказания психологической помощи в интерактивном формате: ведутся онлайн-консультации через электронную почту, персональные блоги психологов, в социальных сетях – ВКонтакте, Twitter и других. Но очевидно, что в данной сфере остается много открытых вопросов. Собственно, они и стали главной темой встречи «Современные вызовы в деятельности детского телефона доверия».

С тем, что онлайн-консультирование дает возможность детям и взрослым преодолеть страх, стеснение, мешающие обратиться к психологу, были согласны все участники встречи. При этом выступающие отмечали потенциальные риски нового формата работы. Как оградить диалог в киберпространстве от постороннего вмешательства, например, уберечь интернет-аккаунт от взломов? Или как гарантировать приватность онлайн-общения с психологом, когда подросток может элементарно забыть выйти со своей странички и переписку может прочесть кто угодно? Эти и многие другие вопросы пока не решены. Не меньшая проблема заключается в том, что не все дети и родители могут четко формулировать свои мысли, переживания. Поэтому есть риск, что консультант неверно расшифрует посыл и эта ошибка, зафиксированная в послании, к которому абонент сможет еще и еще раз возвращаться, окажет деструктивное действие. Очевидно, что онлайн-формат работы накладывает на консультанта особую ответственность и требует специальной подготовки. А следовательно – дополнительных образовательных ресурсов.


Важной темой встречи стали практики взаимодействия служб детского телефона доверия с экстренными службами. Безусловно, речь идет об экстренных случаях, угрожающих жизни, здоровью ребенка, о жестоком обращении, буллинге, травле и иных ситуациях, требующих вмешательства. Разумеется, при условии, что звонящий готов снять анонимность и принять помощь. Для ее оказания в одной связке должны работать представители органов внутренних дел, Следственного комитета, уполномоченные по правам ребенка, специалисты социальной защиты, образования, здравоохранения. Участники встречи делились опытом сотрудничества с обозначенными структурами. При этом констатировали факт: единого алгоритма взаимодействия на сегодняшний день не существует. И выстроить его – важная задача.

Также участники мероприятия говорили о совершенствовании форм статистики и учета тематики обращений, о методических материалах и документах, необходимых специалистам, и других важных аспектах работы служб телефона доверия. Общение получилось очень заинтересованным и конструктивным. Представленный опыт и предложения участников встречи Фонд проанализирует и учтет в дальнейшей работе.

Возврат к списку