Особые дети в российском обществе: чужие среди своих?

16.03.2017
Особые дети в российском обществе: чужие среди своих?

14 марта в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам». Главным пунктом повестки дня стала презентация результатов социсследования, выполненного по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Восприятие в социуме детей с особенностями развития и здоровья, отношение общества к семьям, воспитывающим таких детей, – эти темы всегда были в сфере внимания Фонда. И уже становились предметом серьезных исследований. Представленное в ходе встречи в Общественной палате социологическое социсследование было проведено в 2016 году исследовательской группой Высшей школы экономики. Оно продолжило серию социологических мониторингов, касающихся положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые ежегодно проводит Фонд. Полученные результаты соотнесены с данными исследования «Социум, дружественный детям сиротам и детям с ограниченными возможностями», инициированного Фондом в 2010 году.

Произошел ли за минувшие 6 лет апгрейд отношения граждан к особенным детям и их семьям? Как изменилось их положение в обществе? Получить максимально объективные ответы на эти вопросы и было целью нового исследования. Репрезентативная выборка составила 1 618 человек старше 18 лет, принадлежащих к разным социальным категориям населения. География респондентов охватила 130 населенных пунктов 33 регионов России. Дополнил картину, представленную в социологическом исследовании, опрос, организованный инициативной группой Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ. В этом опросе приняли участие 1 170 родителей детей с особенностями здоровья, проживающие в 39 крупных городах России, в том числе – в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Нижнем Новгороде, Владивостоке.

Полученные данные показали: большинство россиян (более 62%), считают, что современное общество относится к особенным детям «дружественно» или «скорее дружественно». Для сравнения: в 2010 году такую оценку дали всего 49% респондентов. Существенно выросло число граждан, активно помогающих детям с особыми потребностями: с 14% (2010 год) до 50% (опрос 2016 года). Почти 80% респондентов выразили согласие с тем, что дети с инвалидностью по личностным качествам не отличаются от здоровых сверстников и, при активной заботе ( в том числе – государства) об их образовании и социализации, могут не только самостоятельно обеспечивать себя, но и приносить пользу обществу. Более 70% участников социсследования подтвердили: появление в общественных местах человека с инвалидностью теперь гораздо привычнее, а толерантное отношение к таким людям постепенно становится нормой.

Однако, говорить о том, что такая норма окончательно закрепилась в общественном сознании, не приходится: более 60% респондентов (как не имеющих детей с инвалидностью, так и родителей особенных детей) признали, что окружающие зачастую реагируют на появление ребенка с особенностями развития неадекватно, испытывают страх, неловкость, раздражение. По-прежнему семьи с детьми-инвалидами остаются в категории наиболее социально уязвимых из-за материального положения: «плохим» и «очень плохим» его назвали 45% участников опроса. Как показывают результаты опроса 2016 года, российское общество по-прежнему считает, что школы не подготовлены к внедрению программ инклюзивного образования (48% опрошенных).

Эти и другие цифры стали отправной точкой для заинтересованного обсуждения, в котором приняли участие члены Общественной палаты, представители научного, экспертного и родительского сообщества, руководители профильных учреждений и социально ориентированных НКО. Открывая встречу, член Общественной палаты РФ, президент попечительского совета благотворительного фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца» Диана Гурцкая отметила: «Отрадно, что стало больше людей, готовых помогать детям с особенностями развития, поддерживать их родителей. Но, безусловно, тревожит наличие стереотипов: то, что такие дети рождаются в неблагополучных семьях, что они бесперспективны и в будущем могут стать только иждивенцами. С подобными предрассудками необходимо бороться. В этом плане исследование, проведенное по инициативе Фонда, очень полезно тем, что обращает наше внимание на такие вещи. И, я уверена, исследование поможет задать нужные ориентиры в работе».

Председатель правления Фонда поддержки детей Марина Гордеева подчеркнула, что тема социальной интеграции детей с особыми потребностями очень актуальна, она остается в центре внимания государства и общества. Среди позитивных перемен, произошедших за последнее время, она отметила, что понимание помощи детям с инвалидностью и их семьям вышло за рамки помощи сугубо медицинской. Не последнюю роль в этом сыграла деятельность Фонда, одним из приоритетных направлений работы которого является социальная поддержка семей с детьми-инвалидами, направленная на максимальное развитие таких детей в условиях семейного воспитания, их социализацию, подготовку к самостоятельной жизни и интеграцию в общество. «Для нас очень важно четко понимать существующие проблемы, ставящие детей-инвалидов и их семьи в положение социальной изоляции, а также видеть «точки роста», которые позволят скоординировать наши усилия и двигаться вперед», – отметила руководитель Фонда, говоря о целях и задачах проведенного исследования.


Доктор экономических наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Оксана Кучмаева, представлявшая основные результаты социологического исследования, назвала значимым маркером общественного мнения такой факт: более 70% респондентов отнеслись позитивно к тому, чтобы их дети оказывали помощь своим сверстникам с особенностями развития и здоровья. «Такая позиция позволяет сформировать у подрастающего поколения установку, что присутствие рядом людей, не таких, как ты, – это нормально. И помогать тем, кому трудно, – это нормально», - отметила эксперт.

Сопредседатель координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ Елена Клочко в своем выступлении обратила особое внимание на мнение родителей детей с инвалидностью о возможностях обучения их ребенка. Опрос показал, что папы и мамы полагают, что детям с проблемами умственного развития, серьезными нарушениями зрения, слуха лучше обучаться в специализированных школах (50%, 45% и 40% респондентов соответственно). 45% родителей детей с особенностями психического развития, например, проявлениями аутизма, оптимальной формой обучения считают специализированные классы обычных школ. А вот почти 53% родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата убеждены, что их дети способны учиться вмести со своими сверстниками в обычных классах общеобразовательных школ. «Это говорит о том, что большинство родителей здраво оценивают возможности своего ребенка, а также условия, которые создают образовательные учреждения, и делают выбор, ориентируясь на максимально возможный результат. И очень важно, чтобы такой выбор у них был».

Итак, первые экспертные мнения прозвучали. Теперь материалы исследования «Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам» появились в открытом доступе – в виде печатного издания и в электронном варианте (он размещен на сайте Фонда в разделе «Библиотека»). Хочется надеяться, что они станут импульсом к тому, чтобы наше общество стало не декларативно, а реально дружественным к детям с особенностями развития и здоровья. И хочется надеяться – в обозримом будущем.

Возврат к списку