СТАТУС НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ. Что думают россияне об оказании социальных услуг семьям с детьми, оказавшимся в «группе риска»?

07.04.2015

7 апреля в Общественной палате Российской Федерации состоялась презентация результатов социологического исследования, которое по заказу Фонда поддержки детей провел Центр оперативных и прикладных исследований Российского общества социологов. Его тема звучала так: «Качество и доступность социальных услуг как фактор профилактики и преодоления социального неблагополучия семей с детьми».

IMG_3270-1.jpg

Аудитория собралась самая заинтересованная: участниками мероприятия стали председатель правления Фонда Марина Гордеева, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак, его коллега по Комиссии, директор АСИ Елена Тополева-Солдунова, заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Татьяна Барсукова, представители экспертного сообщества, руководители учреждений соцзащиты и социально-реабилитационных центров.

IMG_3245-1.jpg

Предваряя разговор на главную тему встречи, Елена Тополева-Солдунова отметила: «Исследования, проводимые Фондом, в том числе это, уже шестое по счету, представляют большую ценность. Они становятся информационным ресурсом, позволяющим, основываясь на конкретных данных, влиять на социальную политику, в частности, касающуюся семей с детьми». Говоря об актуальности темы, выбранной Фондом для очередного исследования, Марина Гордеева подчеркнула: «Сегодня оказанию социальных услуг семьям и детям уделяется огромное общественное внимание, которое подкрепляется законодательными инициативами, а также финансовыми ресурсами государства. Деятельность Фонда включена в происходящие процессы. Поэтому нам представляется крайне важным осмыслить, как они происходят, как отражаются в общественном сознании, как оценивают получатели услуг то, что сегодня предлагает социальная сфера».

В ходе исследования, которое проводилось осенью 2014 года, репрезентативная выборка массового опроса составила 2003 респондентов в возрасте от 20 до 50 лет. Самостоятельной процедурой стал экспертный опрос 24 специалистов профильных ведомств и учреждений. Также для сбора информации «из первых рук» в регионах-участниках исследования было проведено 24 «глубинных интервью» с семьями, являющимися непосредственными получателями социальных услуг. Результаты, полученные в ходе этой работы, представил руководитель исследовательской группы вице-президент Российского общества социологов, доктор социологических наук Михаил Черныш.

Оказалось, что большинство российских семей высокого и среднего уровня достатка полагают, что благополучие семьи в основном зависит, прежде всего, от нее самой (33%), а не от внешних обстоятельств (5 %). В малообеспеченных семьях распространена точка зрения, согласно которой собственные усилия семьи и внешние обстоятельства одинаково важны для ее благополучия (48%).

По мнению участников опросов, услуги, в которых особенно нуждаются семьи, можно поделить на три категории. В первой – услуги для взрослых по трудоустройству и переобучению, позволяющему получить новую специальность и найти достойно оплачиваемую работу. Во второй категории – услуги для семей, воспитывающих детей-инвалидов или детей с хроническими заболеваниями. Для них особенно важны возможности медицинской реабилитации и оздоровления ребенка, а также услуги по его социализации. На третьем месте - оказание материальной помощи. И речь идет не только о денежных выплатах, но и о решении «квартирного вопроса», который во многих случаях превращается для семей в тупиковую проблему.

Социологи выяснили, что около трети российских семей доводилось искать поддержки в трудной жизненной ситуации. В первую очередь они обращались к родственникам или друзьям, и только во вторую – в соцслужбы. Оценивая результат обращения за поддержкой в социальные службы, только 24% респондентов утверждают, что в целом смогли справиться со своей проблемой, 38% решили ее лишь частично. Главными препятствиями при обращении в социальные службы участники опросов назвали бюрократизм и волокиту (69%), большие очереди (56%), грубость и равнодушие работников (50%), техническую сложность процедуры получения услуги и отсутствие полной информации об услугах (43 и 39%).

В ходе опросов и интервью аналитики подняли множество и других, прямо скажем, наболевших тем. Передается ли «вирус неблагополучия» по наследству от родительской семьи? Что на самом деле считают источником семейных неурядиц современные супруги? За что 44% участников исследования поставили собственной семье высокий балл по шкале благополучия? Почему 32 % россиян считают, что за последние годы ситуация с социальным неблагополучием семей ухудшилась? Почему неблагополучные семьи зачастую уклоняются от получения помощи, предлагаемой социальными службами? Почему удовлетворенными качеством соцуслуг чаще остаются достаточно состоятельные, нежели малообеспеченные граждане? На каком основании 24% респондентов, обратившись за услугой в соцслужбы, получили отказ? Где наиболее высок уровень недобросовестного отношения со стороны работников социальных служб? Готовы ли россияне платить за социальные услуги?

Узнать ответы на эти и другие вопросы можно уже сейчас: электронная версия отчета о результатах социального исследования «Качество и доступность социальных услуг как фактор профилактики и преодоления социального неблагополучия семей с детьми» размещен в открытом доступе на сайте www.fond-detyam.ru в разделе «Библиотека». Желающие также могут найти видеозапись презентации на сайте Общественной палаты в разделе «ОПРФ-ТВ».

Возврат к списку