8-800-2000-122: индикатор благополучия

20.06.2014

19 июня Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при поддержке Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации провел Всероссийскую конференцию «Детский телефон доверия как механизм раннего выявления детского и семейного неблагополучия».

IMG_4091-Z.jpg

Насколько актуальна заявленная тема? Исчерпывающим ответом служит интерес, проявленный регионами. На встречу своих делегатов – представителей профильных министерств и ведомств, специалистов служб детского телефона доверия, работающих «на местах», – прислали Мурманская, Калужская, Тамбовская, Новосибирская, Оренбургская области, Хабаровский край и еще 50 субъектов РФ. Также участниками конференции стали председатель правления Фонда Марина Гордеева, депутат Госдумы РФ, член Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Сенаторова, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Людмила Бокова, директор Департамента демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России Светлана Петрова, а также эксперты и ведущие специалисты-практики.

IMG_4293.JPG

На открытии конференции Светлана Петрова отметила: «Востребованность служб телефона доверия во всех регионах позволила, в связи с принятием закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законодательно закрепить такой вид социальных услуг, как оказание анонимной экстренной психологической помощи посредством телефона доверия. Это, пожалуй, первый пример того, что на законодательном уровне получила правовое закрепление подобная технология. И я хочу поблагодарить Фонд за деятельность, которую он ведет».

Благодарность участникам и организаторам конференции выразила и Елена Сенаторова. Она подчеркнула, что главная задача встречи – обсудить, как систематизировать работу в рамках нового закона, и, не потеряв того, что было наработано за прошедшие годы, сделать помощь детям, подросткам, а также их родителям более качественной. Депутат выказала уверенность, что опыт и наработки, озвученные в ходе встречи, лягут в основу новых законодательных инициатив, направленных на предупреждение семейного и детского неблагополучия.

Марина Гордеева отметила, что работа служб телефона доверия признана значимым направлением реализации государственной политики в сфере поддержки семей и детей. Это нашло отражение в планах Правительства по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Значимым фактом, по мнению председателя правления Фонда, является и то, что в документах, направленных комитетом ООН после представления доклада России о выполнении Конвенции о правах ребенка, есть рекомендации по расширению служб психологического консультирования детей и подростков. «Телефон доверия позволяет на ранней стадии выявить ту самую «трудную ситуацию» и своевременно оказать помощь детям и их родителям. И очень важно, чтобы он был «встроен» в иные механизмы, решающие сходные задачи», – подчеркнула Марина Гордеева.

IMG_4228.JPG

Своего рода мониторингом уровня семейного благополучия назвала работу телефона доверия Людмила Бокова. Она отметила: «Развивая государственную семейную политику, мы, прежде всего, стараемся обращать внимание на институциональные интересы семьи. И введенный в 2010 году Фондом поддержки детей единый общероссийский телефон доверия 8-800-2000-122 является одним из механизмов, позволяющих понимать эффективность принимаемых мер, а также четче увидеть наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются сегодня семьи. Поэтому необходимость развития и совершенствования работы служб телефонного консультирования не вызывает сомнений».

Собственно, именно вопросы, касающиеся оптимизации и повышения качества работы телефона доверия, и стали основными темами встречи. Ее участники говорили об организации и координации деятельности служб в регионах, их включенности в систему профилактики семейного и детского неблагополучия. Обсуждали необходимость введения профессиональных стандартов для консультантов и супервизоров, формат и программы подготовки специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь, оценки результативности их работы. Была затронута тема участия телефона доверия в профилактике «цифровых угроз» и реабилитации их жертв. Отдельное внимание было уделено такому важному аспекту, как информирование детей и взрослых о телефоне доверия – эту проблему подняла заместитель председателя правления Фонда Елена Куприянова. По ее мнению, необходимо не только активнее доносить информацию, но и контролировать ее достоверность, поскольку материалы, появляющиеся в некоторых СМИ, попросту искажают суть телефона доверия, представляя его как инструмент вмешательства в дела семьи.

IMG_4176.JPG

Эти и другие актуальные темы, волновавшие специалистов, нашли отражение в выступлениях участников, а также в ходе развернувшихся в финале дискуссий. По итогам Всероссийской конференции «Детский телефон доверия как механизм раннего выявления детского и семейного неблагополучия» была подготовлена резолюция, адресованная органам исполнительной власти субъектов РФ и руководителям служб телефона доверия. В ней собраны рекомендации участников конференции по совершенствованию работы служб общероссийского детского телефона доверия. Хочется надеяться, они послужат руководством к действию. Точнее – действиям, направленным на то, чтобы экстренная помощь квалифицированного психолога для детей и их родителей стала качественнее и доступнее.

IMG_4150.JPG

Возврат к списку