Главная/Пресс-служба/Новости Фонда/Федеральные и региональные новости

Более пяти с половиной тысяч звонков поступило в прошлом году на детский «телефон доверия» в Волгоградской области

25.01.2012

Источник новости: Виктория Шадчина, "Волгоградская правда"

Более пяти с половиной тысяч звонков поступило в прошлом году на детский «телефон доверия». Специалисты утверждают, этот номер должен знать назубок каждый ребенок – 8-800-2000-122. Единый для всей страны, бесплатный, анонимный, он работает в регионе почти полтора года. Обратившихся за помощью круглосуточно консультируют практикующие психологи.

Первоклассная любовь

Ежедневно на детский «телефон доверия» поступает более 15 детских обращений. Основные вопросы, которые волнуют детей, – взаимоотношения с родителями и со сверстниками. Следом идут взаимоотношения между полами, учебные проблемы. Тема любви актуальна даже для семилетних. Первоклассницы делятся с психологом, что понравившийся мальчишка перестал звонить или отвечать на sms. У 15-летних тоже страсти кипят нешуточные – ревность, готовность на жертвы ради любви, а объект чувств просто не обращает внимания.

Большая часть звонков от детей поступает в учебное время. Школьники звонят на переменках, по дороге со школы.

– «Телефон доверия» бесплатный, а у них у всех есть мобильные телефоны. Они между переменами, после школы кучу своих проблем успевают решить. По детским звонкам можно четко отследить режим работы учебных заведений. Как перемена – шквал звонков. Для ребят такая бесплатная форма общения с психологом очень востребована и нужна, – считает заведующая отделением экстренной психологической помощи Волгоградского областного центра помощи семье и детям «Семья» Наталья Миронова. – Детям нравится, что взрослые на том конце провода их воспринимают всерьез, общаются с ним, обсуждая важные для них проблемы. Некоторые дети «подсаживаются» на общение с психологом. Даже школьные оценки спешат обсудить или поделиться своими мыслями.

Не могу заснуть…

Треть звонков поступает на «телефон доверия» в ночное время. Дети тоже иногда звонят ночью. Порой ситуации бывают нестандартные: «папа играет за компьютером или смотрит телевизор, а я не могу уснуть». Одна из ситуаций, когда в позднее время шестилетний ребенок сообщил, что не может лечь спать, потому что под кроватью какая-то лужа. Психолог поинтересовался, есть ли дома взрослые. Оказалось, что папа занят за компьютером. И на страхи сына отреагировал просто: это твои проблемы.

– Чем меньше ребенок, тем больше советов приходится ему давать, – говорит Наталья Миронова. – Например, попробуй включить свет, давай подойдем и посмотрим, что это за лужа. В процессе разговора ребенок вспоминает, что это вода. Вчера он ставил себе на ночь стакан, чтобы попить. И, видимо. его перевернул. Вместе с консультантом шестилетний малыш разрешил проблему и лег спать. Конечно, если ребенок больше, что и проблемы бывают куда существеннее.

Остановить жестокость

– Одним из ключевых элементов системы профилактики насилия и жестокого обращения с детьми является оказание экстренной психологической помощи по телефону, – комментирует заместитель начальника областного управления социальной защиты населения Зинаида Мержоева. – В регионе на протяжении 10 лет работает областной «телефон доверия». За все это время на него позвонили более 100 тысяч человек. В рамках областной программы ранней профилактики семейного неблагополучия «Счастливое детство – в родной семье», реализуемой при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе телефона доверия начала работать детская «горячая линия» «Ты не один!». С сентября 2010 года она была подключена к единому общероссийскому телефонному номеру, что вместе с информационно-рекламной кампанией способствовало значительному росту звонков от детей. Если в 2010 году до создания детской «горячей линии» «Ты не один!» большую часть среди обратившихся на областной «телефон доверия» составляли взрослые граждане и только 10% несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, то в 2011 году дети и подростки среди обратившихся составляли уже более 64%.

По словам специалистов, «телефон доверия» является действенным механизмом оказания помощи детям и родителям в вопросах, связанных с детско-родительскими отношениями, с проявлениями жестокого обращения, и позволяет оказывать своевременную квалифицированную помощь в трудных жизненных ситуациях.

– Эта «горячая линия» сделана и для того, чтобы заниматься профилактикой жестокого обращения с детьми, – говорит Наталья Миронова. – Подобную информацию обычно сообщают третьи лица, например, что в такой-то квартире родители пьют, ребенок голодный, предоставлен сам себе, его бьют. Эти данные мы передаем в органы опеки либо в комиссию по делам несовершеннолетних, где занимаются проверкой данного факта.

В прошлом году таких звонков, сообщающих о жестоком обращении, было 37. Каждый из них отработан и передан в субъекты профилактики.

Скажите, так себя ведут все в его возрасте?

Конечно, не каждый звонок – это сведения о какой-то критической ситуации. Порой ребенок звонит и говорит, что поссорился с мамой, она заставила его сделать то, что он не хочет, или запретила что-то делать. Тогда консультант-психолог отрабатывает не тему жестокого обращения, а тему примирения. Помогает понять, почему создалась такая ситуация, почему родитель в отношении него допустил какое-либо наказание.

– Консультант будет вместе с ребенком идти к тому, чтобы он сам осознал, что был не прав, – объясняет Наталья Миронова. – На «телефоне доверия» работают психологи-профессионалы. Они владеют знаниями о возрастных особенностях детей и определенной спецификой детско-родительских отношений.

Неслучайно на детский «телефон доверия» звонят и родители. Чаще всего, чтобы убедиться в том, что конфликтность ребенка, его грубость – это типичное поведение в подростковом возрасте.

– Родитель не просто проясняет ситуацию, но и получает психологическое информирование о том, как у ребенка проходит подростковый период, – говорит Наталья Миронова. – Какие могут быть всплески эмоций, состояний. Главное – установить границы, за которые все-таки не должен выходить ребенок. С другой стороны, нужно понимать, что он взрослеет, становится личностью. С ним нужно научиться договариваться, искать компромиссы.

Возврат к списку