Главная/Пресс-служба/Новости Фонда/Федеральные и региональные новости

Жирафа зажмуренными глазами

26.07.2011

Источник новости: Григорий Чмыхалов

Круглую фигурку чертит на речном песке тонкая детская рука. В живописном месте Кисловодска на прогулке  с нами пятилетний Всеволод Куликов, не по годам обстоятелен, все делает настойчиво и последовательно.   

 - Это мячик, Сева?

В ответ он поворачивает ко мне лицо с зажмуренными глазами и почти с возмущением отвечает.

- Какой же это мячик, это жирафа! 

Завяжите себе на пару часов глаза, чтобы представить, насколько сужается мир для человечка, полностью или частично лишенного дара зрения. Ежик в тумане отдыхает. Хотя даже с завязанными глазами  мы располагаем памятью о небе и море, о животных и растениях. Знаменитый француз Клод Моне, почти полностью ослепший в конце жизни, продолжал рисовать талантливо и дерзко. А вполне зрячий его соплеменник будущий военный летчик и писатель Антуан Экзюпери показывал взрослым свои детские наброски.

-  Это шляпа? – спрашивали они.

- Да нет же, - говорил Антуан, - это змея, которая проглотила слона.

Представления формы и цвета  формируются настолько причудливо, что порой ставят в тупик ученых ученых-психологов. Известен феномен турка Эсрефа Армагана, слепого от рождения художника, который с поразительной  реалистичностью создает на холсте масляными красками дома, животных и пейзажи. Научные тесты выявили у него «внутреннее зрение». В процессе творчества мозговая активность этого человека идентична активности коры головного мозга зрячего художника. Не означает ли все это, что глаголы смотреть и видеть вовсе не тождества. Как, впрочем, и глаголы слушать и слышать.  Внутренние сущности важнее внешних признаков и норм, понятных и принятых в обществе.  Помните, у Булата Окуджавы: «Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет».

     

У моего нового знакомого Всеволода Куликова есть хорошие шансы получить естественное правильное  образование и добиться жизненного успеха. В этом году он опять пойдет в детский сад при Кисловодском интернате для слепых и слабовидящих детей. Мы хорошо понимаем, что левшу и правшу нельзя учить писать одной рукой. Почему же тогда слабовидящего или совсем слепого ребенка нужно пытаться обучать по стандартным методикам? А далее просматривается и вовсе серьезная проблема. Тестирование школьников на ЕГЭ не предусматривает, что этот единый государственный экзамен в РФ будут проходить слабовидящие и незрячие. Форма заданий только письменная. Образовательные казусы, увы, скорее правило, чем исключение в нашей стране. Исправлять их нужно и можно не дожидаясь, пока облеченные властью чиновники вспомнят, что мир такой разный. И в нем  рождаются дети, которым очень необходимо помочь увидеть жирафа зажмуренными глазами.

Неприятие, боязнь инвалидов в  обществе называется апотемнофобия. Черствость  чиновничьего люда, невнимательность окружающих хотя бы мотивированы, но ведь даже сами родители детей-инвалидов часто подвержены этому страху. Папы и мамы не хотят  признаваться в очевидном факте:  ребенок нуждается в длительной социальной реабилитации. И чем раньше уйдут из жизни эти страхи-фобии, тем больше шансов, что их родной человечек станет полноценным членом общества. Бывают обстоятельства, когда не следует, во что бы ни стало определять ребенка-инвалида в общеобразовательную школу обычного типа. Нужно вмешательство специалистов, чтобы оказать реальную помощь в трудной жизненной ситуации. В Кисловодском интернате № 18 решили начинать прямо с детского сада.

- В своей работе, - рассказывает директор специализированного интерната Светлана Кислюк, - мы руководствуемся международной конвенцией о правах ребенка, статьей 43 Конституции РФ, законом РФ «Об образовании», типовыми положениямио дошкольном образовательном учреждении. Уже сегодня наша техническая оснащенность позволяет говорить о современном уровне учреждения, сейчас занимаемся переоборудованием кабинета биологии электронными программами. Десять компьютерных комплексов с использованием специальных тифлосредств каждому нашему воспитаннику открывают двери в бескрайний мир взрослых. Возможность самостоятельно творчески работать  на компьютере повышают самооценку слабовидящих и незрячих детей. Увлечение это со временем вполне может перерасти в профессию. Чем раньше с нашими особыми детками начинают работать профессионалы, тем интенсивнее идет процесс их обучения, социальная адаптация. Поэтому мы строим непрерывный цикл занятий от детсада до средней школы.

- Светлана Александровна, если говорить о перспективах, какой выбор и какие шансы состояться в большой жизни у слушателей вашего интерната?

- Как вы неожиданно назвали наших детей. Действительно у нас они больше слушают, больше чувствуют. Повышается ответственность педагогов. Искренность и честность в работе на первом месте. Изначально не технические средства все определяют, а доброе слово и человеческая теплота отношений между учителем и учениками. Как там, у Экзюпери, «он ходил от звезды к звезде, зажигал от звезды звезду». Наши маленькие звездочки зачастую и очень талантливы и более восприимчивы. К примеру, музыка для зрячего человека иногда удовольствие, иногда увлечение. А у нас это почти  Вселенная, с бесконечным богатством ритмов, мелодий, гармоник.  Специфическая среда эмоций, через которую незрячий человечек постигает мир. Это, кстати, и образность мышления воспитывает, когда педагог дает  дополнительно разъяснения и описания.  По окончании интерната дети могут продолжать музыкальную карьеру в консерватории. Некоторые наши выпускники вернулись  в наш интернат дипломированными специалистами. Сейчас преподают. Не бывает проблем с трудоустройством  ребят, которые выбирают профессию массажиста. На курортах КМВ главные врачи санаториев охотно их берут на работу  за особенную чуткость, навыки, которые у незрячего человека развиваются мистически на протяжении всей жизни. Просто они видят руками. Возлагаем также надежды и на будущих программистов. Преподаватели интерната разработали специальную методику обучения на компьютере для слепых. Сейчас она даже используется на курсах повышения квалификации учителей-тифлопедагогов. Почти каждый наш ребенок нацелен на дальнейший карьерный рост и обладает  соответствующим потенциалом.

- В этом году появилось новое направление работы  - группы  кратковременного пребывания. Что это такое?

-  Очень хочется  привлечь внимание семей, в которых воспитывается особый ребенок. Часто они замыкаются в своем кругу. Боятся своих проблем и не верят в собственные силы. Мы их зовем в нашу семью, чтобы родители с детьми на время приехали к нам, получили бы методический опыт, психологическую поддержку, увидели сами результаты системного обучения. В дальнейшем дома они смогут самостоятельно применять полученные знания. Коррекционная школа для таких родителей должна стать не только образовательным центром, но и центром получения деловой и юридической информации. Конкурс при отборе кандидатов мы не планируем. Режим работы групп кратковременного пребывания от 2 до 8 часов день, а некоторых случаях круглосуточно. Проект финансируется из целевых средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и добровольных пожертвований.

      

Наша прогулка продолжается. Горная речка торопится в далекий Каспий. Маленький мальчик прислушивается к журчанию воды, к фырканью и ржанью, которые издает конь Орлик.

- Светлана Александровна, это лошадка?

- Лошадка, Всеволод.

- Ой, не укусит?

- Она добрая, не бойся.  И ты можешь ей помочь. Лошади любят полакомиться этими вкусными листочками.

По самому большому счету в сюжетно ролевой игре под названием жизнь мы все делимся на посвященных в таинства сопричастности ко всему, что нас окружает,  и на равнодушных людей. И в этом последнем случае даже дар зрения не помогает.

P . S .  Дирекция школы-интерната № 18 благодарит за чуткость и помощь, оказанную  сотрудниками Кисловодского конноспортивного клуба «Подкова» и выражает личную признательность руководителю клуба Магомеду Дудову.

Возврат к списку