Главная/Пресс-служба/Новости Фонда/Федеральные и региональные новости

Детский телефон доверия оказался популярным среди взрослых

17.03.2014

Источник: РИА Новости

Анна Курская

В 2013 году число звонков на Всероссийский детский телефон доверия превысило 1 млн. 132 тысяч, причем детей звонило лишь в полтора раза больше, чем взрослых. Телефон доверия постепенно укрепляется в сознании российских детей и их родителей как механизм, который действительно может помочь в трудной ситуации, считают эксперты.

Проект “Всероссийский детский телефон доверия” существует с 2010 года. Звонок по единому номеру 8-800-2000-122, который работает по всей России, позволяет детям и взрослым получить консультацию и помощь специалиста в своем регионе.

Как правило, о существовании детского телефона доверия дети узнают из рекламы в СМИ или в школе, из информации со стендов или от педагогов. При этом популярность анонимной психологической помощи среди детей, родителей и педагогов растет с каждым годом. Если в 2010 году на единый номер поступило около 156 тысяч звонков, то в 2013 их было уже было более 1 млн 132 тысяч. Интересно, что в минувшем году звонков от детей было 675 тысяч, а от взрослых – около 457 тысяч, лишь в полтора раза меньше.

Службы “Детского телефона доверия” работают в каждом регионе страны. Больше всего их в Москве, к всероссийской линии подключено десять служб экстренной психологической помощи.

“Наша служба, наверное, самая крупная, у нас четыре круглосуточные линии, четыре консультанта принимают звонки днем и ночью. На других службах тоже есть по две-три линии, в том числе и круглосуточные”, — рассказала РИА Новости руководитель Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета Олеся Вихристюк.

По ее словам, работники Центра консультируют удаленно не только в рамках телефона доверия, у них работает сайт в интернете, есть группа “ВКонтакте”, где дети и родители могут задать вопрос психологу и получить помощь.

Важный вопрос

Дети и взрослые звонят по телефону доверия с самыми разными проблемами, рассказали РИА Новости в Фонде поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Согласно статистике Фонда, в 2013 году главной причиной звонков и жалоб были отношения ребенка со сверстниками. Таких обращений было зафиксировано 139 тысяч, и практически все – от детей.

Самыми частыми вопросами были “Как познакомиться с девушкой (с парнем)?”, “Что делать, если девушка или парень меня оставили?”, “Почему он оставил? Каковы причины ухода, и как его вернуть?”, рассказала РИА Новости заместитель руководителя Департамента стратегического планирования и мониторинга Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации Татьяна Горохова.

Дети также задавали много вопросов о своих непростых отношениях с одноклассниками и учителями, о том, как найти друга, «который не предаст».

Следующая по популярности тема – проблемы в отношениях между детьми и родителями. Звонков на эту тему было 92 тысячи, причем число детей и взрослых разделилось здесь примерно поровну.

“Как сказать маме о полученной двойке?”, “Родители меня не понимают, бывают ко мне несправедливы, заставляют выполнять их требования. Как поговорить с ними, чтобы все изменилось?”, “Как помириться с родителями?” — такими были наиболее популярные вопросы детей на эту тему.

Взрослых интересовало другое: “Как заставить ребенка учиться?”, “Что делать, чтобы он слушался?”, “Ребенок пристрастился к интернет-играм, перестал учиться. Что делать и как изменить ситуацию?”. Их волновало, как найти общий язык с ребенком, добиться послушания и убедить его в своей правоте.

Поводом для звонка психологу часто становились семейные конфликты между взрослыми из-за разных взглядов на воспитание ребенка. Родители делились переживаниями по поводу школьной неуспеваемости и дальнейших туманных перспектив своих детей, жаловались на отсутствие у тех целеустремленности и мотивации.

Жалобы на насилие растут

Более 16 тысяч жалоб по детскому телефону доверия в 2013 году было связано с жестоким обращением с ребенком, и здесь дети проявляли активность чуть большую, чем взрослые. Интересно отметить, что с 2010 года существенно выросло число жалоб детей на жестокое обращение внутри семьи, а также на сексуальное насилие.

Есть ли корреляция между числом звонков и частотой действительных случаев такого насилия? Психологи крайне осторожно высказываются по этому поводу. По их мнению, жалобу ребенка не всегда следует воспринимать как однозначно существующий факт, поэтому нельзя только на основе статистики детских телефонов доверия делать выводы об уровне насилия и жестокого обращения в семьях.

“Существуют некоторые технологии и методики, которые позволяют психологам выяснить, действительно ли происходит то, о чем говорит ребенок, имело ли место физическое или психологическое насилие? Или ребенок в силу своих возрастных особенностей несколько приукрашивает ситуацию, фантазирует или хочет, чтобы его пожалели?” — рассказала Олеся Вихристюк.

С другой стороны, даже если жалобы имеют под собой реальное основание, увеличение их числа не означает, что случаев насилия стало больше. Возможно, оно и было всегда таким, просто жертвы насилия не звонили и не говорили об этом, полагает эксперт.

Кадровый вопрос

На Всероссийском детском телефоне доверия работают только профессиональные психологи с опытом работы и с хорошей квалификацией. Эта работа достаточно трудная, но и интересная, она дает уникальный опыт, отмечают эксперты.

“В очном консультировании психолог может себе выбрать какую-то специализацию. Например, консультировать только дошкольников по вопросам развития. А на телефоне доверия такого нет. Психолог должен быть всегда готов к любым вопросам, к любым консультациям, о должен быть универсалом. И это, конечно, очень интересная работа для психолога”, — отметила Олеся Вихристюк.

Но, с другой стороны, работа на телефоне доверия — не всегда хорошо оплачивается, отмечают эксперты. В некоторых службах есть проблемы с техническим обеспечением, с распределением рабочих часов между консультантами. Обычно психолог в бюджетной организации должен отрабатывать 40 часов в неделю, но находиться на телефоне и консультировать все 40 часов в неделю физически невозможно. Поэтому не всех консультантов устраивает такой интенсивный режим работы.

Тем не менее, проблемы решаются, и детский телефон доверия становится все более узнаваемым среди детей, отметила Татьяна Горохова.

“Детский телефон доверия укрепляется в сознании детей как механизм, который действительно может помочь”, — резюмировала она.

Возврат к списку