Главная/Пресс-служба/Новости Фонда/Федеральные и региональные новости

Амурских детей лечат песком, водой и сказками

18.11.2013
Источник: 2х2.su
Иван Зубарев

Современные психотерапевтические методики доступны для малышей из неблагополучных семей и инвалидов

Реабилитация детей-инвалидов, а также детей из асоциальных семей может быть интересной, захватывающей игрой. О новейших психотерапевтических методиках, которые применяются в амурских социальных приютах и центрах, рассказала Ольга Головачева, главный специалист-эксперт отдела по делам семьи, женщин и детей областного министерства соцзащиты.

Сенсорная комната

Это идеальная обстановка, в которой ребенок не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности. Главная задача сенсорной комнаты - воздействовать на органы чувств, вызывать разнообразные чувственные переживания, ощущения.

Такую комнату часто называют волшебной: здесь все переливается, светится и звучит. В такой комнате ребенок учится посредством чувственных ощущений. Главное - достичь как можно более разнообразных ощущений всех чувств. Правильно устроенная сенсорная детская воздействует на ребенка разными стимуляторами - светом, тактильными ощущениями, запахами, музыкой.

Для развития зрительного восприятия используются разные источники света: яркая люстра, приглушенные светильники, разноцветные ночники. На стену можно повесить новогоднюю гирлянду - она не только разнообразит освещение, но и создаст праздничную атмосферу. Можно установить аквариум с ночной подсветкой. Для развития тактильного восприятия в комнате желательно несколько ковров или дорожек, на которых может играть ребенок.

Мозартика

До 2012 года в области эта форма реабилитации не использовалась совсем. В минсоцзащиты области впервые услышали о мозартике в октябре прошлого года. Это изобретение московских специалистов. После терактов в столице, жертвами которых стали и дети, психологи были в полной растерянности - дети получали такую психическую травму, так замыкались в себе, что было непонятно, какую им дать реабилитацию.

В этот момент и была придумана мозартика. Она позволяет определить эмоциональное состояние, в том числе состояние посттравматического стресса, выявить внутренний конфликт, личностную проблему, получить представление о межличностных взаимоотношениях играющего.

Мозартика похожа на мозаику и пазлы, но в ней нет заданности. Наоборот, значительно активизируется фантазия ребенка и предоставляется полный простор для самовыражения. В отличие от рисования, аппликаций и коллажа, мозартика доступна для любого, независимо от художественных способностей и интереса к изобразительному искусству.

Три дня специалисты из Москвы учили амурских логопедов, психологов, социальных педагогов, как работать с мозартикой. Как отметила Елена Кузьмина, замминистра соцзащиты области, обучению помешало наводнение. В 2014 году планируется обучить технологии мозартики еще 30 человек.

Лекотека

Тоже в области появилась не так давно. Лекотека представляет собой комнату, буквально набитую игрушками - настоящее хранилище. Но они не просто свалены подряд в кучу. Каждая игрушка специально призвана бороться с определенным недугом ребенка. К примеру, для ребят с нарушениями слуха чаще предусмотрены шумовые игрушки - музыкальные инструменты, трещотки.

Другие методы реабилитации

Depositphotos_15274749_s(1).jpg

Песок помогает ребенку расслабиться и развить мышцы


Сказкотерапия - читая, придумывая, разыгрывая, продолжая какие-либо сказки, ребенок находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Пескотерапия - ребенку предлагают поработать с песком - подержать его в руке, просеять сквозь пальцы, изобразить песком буквально то, что ребенок сейчас чувствует.

Музыкотерапия - эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния с помощью музыки; можно постараться понять, какая музыка отражает нынешнее состояние, попробовать подобрать в имеющейся фонотеке собственный «музыкальный портрет».

Танцевальная терапия - позволяет расслабиться, обрести уверенность в себе с помощью танцевальных движений, преодолеть, к примеру, страх быть в центре внимания, среди людей.

Арт-терапия - лечение основано на искусстве и творчестве. В основном, имеются в виду рисунки. Ребенку предлагают изобразить свое нынешнее состояние, а потом, меняя рисунок, попытаться поменять и свое состояние. Также подвидами арт-терапии являются куклотерапия и драматерапия - в этом случае ребята представляют себя некими реальными или вымышленными героями. Это помогает стать увереннее в себе, развивать многообразие личности - изобразить кого-то другого.

Акватерапия - изменение психоэмоционального состояния с помощью воды - игры на воде, закаливание и т. д. Акватерапия позволяет расслабиться, освободиться от зажимов, снять запреты, быть свободным.

Все виды терапии проводят в специальных центрах комплексного соцобслуживания. Правда, по области их не так много - всего 10.

Конечно, все перечисленное предусмотрено для детей-инвалидов, детей из неполных или проблемных семей. И, по идее, семьям, у которых все в порядке, этим заниматься ни к чему. Но ведь и полноценному ребенку наверняка будут интересны и сенсорная комната, и та же мозартика. Так что ничего невозможного нет, правда, за это, видимо, придется платить.

Планы

В ближайшее время будет организован проект «Няня на час» - для родителей, которые, к примеру, ищут работу, и у них совершенно нет времени на ребенка. Малыша оставляют в центре соцобслуживания, где с ним не просто поиграют некоторое время, но и дадут комплекс каких-то развивающих упражнений.

Кроме того, здесь будет полезно побывать, к примеру, несовершеннолетним мамам или матерям, вышедшим из детдома, которые толком не знают, что такое семья. В частности, для их обучения есть куклы, которые как две капли воды похожи на настоящих младенцев. На них можно поучиться, как пеленать ребенка, как уложить его спать.

Также на подходе комплекты для новорожденных. К примеру, мать не хочет забирать из роддома свое дитя. Ее уговаривают, вразумляют и, в том числе, предлагают комплект необходимых на первых порах вещей - ванночку, соски и т. д.

Все необходимое оборудование, компьютерные программы обучения, транспорт, развивающие комнаты, детские площадки министерство соцзащиты получает с помощью Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Возврат к списку