Главная/Пресс-служба/Новости Фонда/Федеральные и региональные новости

Телефон, которому можно доверять

18.11.2013

Источник: Областная газета

В Иркутской области любой ребенок, подросток, находящийся в сложной ситуации, может позвонить по бесплатному номеру и получить помощь.

Профессиональный психолог оценит эмоциональное состояние ребенка, поможет ему снять напряжение, установить доверительный контакт с окружающими его взрослыми.

О том, как работает телефон доверия в Иркутском областном психоневрологическом диспансере, рассказал врач-психотерапевт высшей категории, заведующий амбулаторным психотерапевтическим отделением диспансера Владимир Салмин.

Оперативные службы Усолья-Сибирского вчера были подняты по тревоге в связи с инцидентом в ДК «Химик». Пятнадцатилетний подросток залез на крышу здания и заявил о намерении прыгнуть вниз. На место приехали психологи, которые уговорили молодого человека отказаться от своих намерений. По данным ГУ МВД по региону, подросток состоит на учете в подразделении по делам несовершеннолетних. Похожих случаев по стране наберется немало. До того, как пойти на какие-либо крайние меры, ребенок, как правило, сильно переживает, ищет выход и поддержку. Именно в такой ситуации ему могут помочь психологи, позвонить которым можно по телефону доверия: 8-800-2000-122. Линия открыта Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами РФ. Сегодня к единому номеру подключено более 200 организаций во всех регионах.

– Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия, – рассказывает Владимир Салмин. – Помощь может получить как ребенок, так и родители. Все разговоры записываются, но никто не может подслушивать беседу. У ребенка мы не спрашиваем фамилию и домашний адрес. К нам дети звонят в том случае, когда не могут довериться окружающим взрослым.

– Кто принимает детские звонки?

– В смене работают четыре профессиональных психолога. Обязательно дежурит врач-психотерапевт. Все они прошли различные уровни подготовки. Психолог Ирина Тонких пришла из МЧС, где выезжала на вызовы, непосредственно общалась с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях, их родственниками. Старейший, опытный специалист Калерия Гусева отработала на телефоне доверия 20 лет.

– Какова статистика обращений?

– С начала работы телефона доверия была большая информационная волна, о нас рассказывали СМИ, выпускались буклеты, баннеры. Информация размещалась в школах, интернатах, других детских образовательных учреждениях. Был шквал звонков, некоторые дети расценивали телефон как простое средство общения, было много «пустых» сообщений. Порой и сейчас, особенно в летний период, находясь в лагерях и домах отдыха, дети позволяют себе шалости с телефоном доверия. Но мы выслушиваем всех. Первым положить трубку психолог не имеет права.

Но сегодня серьезных звонков стало больше. Обращаются преимущественно подростки 14–16 лет. Чаще девочки, они более открыты и эмоциональны, мальчики более скрытны. Считается, что если 30% звонков приходит от мальчиков, значит, линия работает очень продуктивно. В месяц поступает более 100 звонков.

– С какими проблемами к вам обращаются?

– Из общего количества звонков – три-четыре сообщения о насилии над детьми. При этом звонят дети и взрослые. В таких случаях мы обязаны проверить данные звонившего – как зовут, где проживает взрослый или ребенок. Такие сигналы мы по параллельному телефону перенаправляем в органы опеки и попечительства, сотрудникам МВД. У них есть полномочия проверить каждый случай и принять меры. Как правило, информация, поступившая по телефону доверия, подтверждается.

Также дети обращаются с проблемами социальной адаптации, когда возникают конфликты с учителями, родителями, сверстниками. В таких случаях мы даем звонившим конкретные советы, рекомендации, приглашаем на собеседование с родителями. Часть обращающихся хотят поговорить о трудностях несчастной любви, кого-то беспокоят сексуальные проблемы.

Но главная наша задача – предотвращать случаи детского суицида. Один процент звонящих говорит именно об этом. Причины, толкающие детей к суициду, – конфликты с социумом, родители пьют и т.д. Любыми путями мы должны нейтрализовать эту ситуацию. Важно слышать ребенка, его голос, интонацию, каждый вздох. Мы уверены, безнадежных случаев не бывает. Наши психологи стараются переломить ситуацию, помочь молодому человеку выйти из нравственного тупика, сориентировав его на другие жизненные ценности.

Был, к примеру, случай: нам позвонил юноша, который сидел за рулем отцовского автомобиля и говорил, что готов совершить ДТП, так как не видит смысла жить. При разговоре с психологом выяснилось – родители парня разошлись, но откупаются от сына дорогими подарками. В его день рождения ни мама, ни папа не пожелали встретиться с ребенком. Поговорив с абонентом, психологи узнали – у него есть бабушка, которая любит и ждет. И это остановило подростка от неразумного шага.

Возврат к списку