Главная/Пресс-служба/Новости Фонда/Федеральные и региональные новости

Подростки ждать не могут

13.11.2013

Источник: Мурманский вестник

Детский телефон доверия с единым номером 8-800-2000-122 появился в России три года назад. Архангельская область присоединилась к федеральному проекту в декабре 2010 года. И с того времени на телефон доверия поступило уже более 12 тысяч звонков.

В мае на пресс-конференции, приуроченной к Международному дню детского телефона доверия, Павел Шевелев, региональный министр труда, занятости и социального развития, озвучил и другие цифры: 32 обращения на детский телефон - это «суицидальные» звонки, причем 26 поступили непосредственно от детей.

- Такие звонки, конечно, самые тяжелые, - говорит Анна Толстикова, заведующая отделением психологической помощи северодвинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Солнышко». - Ведь от слов психолога в прямом смысле зависит жизнь человека. Были случаи, когда специалисты службы телефона доверия снимали подростков с крыш. Буквально в последний момент убеждали не делать этот роковой шаг вниз. И ребенок с крыши уходил. Пока не зашел домой, в квартиру, не оказался в безопасности, с ним на линии оставался психолог...

- Ну а сколько, например, звонков в день поступает на северодвинскую линию детского телефона?

- От 10 до 15. Если конкретизировать по времени, то в основном звонят школьники в период большой перемены и вечером. После 16 часов.

- О чем чаще всего спрашивают?

- В основном обращаются по вопросам взаимоотношений со сверстниками. Например, обижают одноклассники.

- Одними советами здесь, наверное, не обойтись.

- Первое - надо научить ребенка безопасному поведению. Выявить максимальный круг взрослых, которые могут ему помочь. Иногда ребенок сам просто не в состоянии сориентироваться.

Второе - специалист-психолог обязательно прорабатывает переживания ребенка.

Стратегия работы заключается еще и в том, как реагировать, чтобы в будущем подобное не повторилось. Основная часть звонков - это обиды, конфликты, ссоры с друзьями. Проблемы, связанные с неумением общаться, первая любовь... Звонят и по поводу получения плохих оценок в школе.

- Но большинство таких вопросов можно ведь и дома маме задать, и психологу школьному. А получается, что незнакомым людям, которые дежурят на линии, дети доверяют больше?

- Не больше. Детский телефон доверия - лишь один из способов обратиться за помощью. Ребенок, конечно, может позвонить маме, папе, подружке. Может и к психологу школьному обратиться. Но, к сожалению, часто бывает, что школьного психолога нет на месте. А родители заняты на работе и только вечером смогут выслушать и поговорить. Впрочем, порой и вечером находятся какие-то свои дела... Особенность же подростков в том, что они ждать не могут. Им надо получить помощь именно здесь и немедленно. Сейчас пошла даже такая тенденция - звонят компаниями. Подростки собираются по три-пять человек и обсуждают со специалистом службы телефона доверия какой-то общий, наболевший вопрос.

Но в любом случае это не означает, что телефон доверия заменяет родителей.

Часто психологи разговаривают с детьми именно о том, чтобы они могли подойти к своим родителям, не боялись обратиться к ним за помощью.

Кстати, родителям я бы посоветовала внести номер 8-800-2000-122 в быстрый набор мобильных телефонов детей. Чтобы те знали, куда звонить в экстренном случае, кризисной ситуации, если папа с мамой вдруг, по каким-то причинам, не отвечают на звонки.

- А сами взрослые звонят на детский телефон доверия?

- Да. Служба ведь создана для всех - детей, подростков, родителей. Взрослые звонят как по своим вопросам, так и по вопросам взаимоотношений с детьми.

Например, предстоит развод, и мама не знает, как к этому подготовить ребенка. Или другие переживания - дочь, сын связались с плохой компанией, начали отдаляться от семьи. Иногда разговор может длиться час-полтора. А порой достаточно и десяти минут. В любом случае, если человеку, будь то ребенок или взрослый, необходимо выговориться, никто не станет ограничивать его по времени.

- Интересно, а учителя, воспитатели звонят?

- К сожалению, редко.

- Наверное, такие телефонные консультации, в том числе и по вопросам детско-родительских взаимоотношений, особенно актуальны для отдаленных районов, где психологов вообще нет.

- Область действительно очень большая. А детский телефон доверия - это возможность получить экстренную помощь. Причем специалисты служб дают не только советы, но и консультируют, куда необходимо обратиться в каждом конкретном случае.

Возврат к списку