Главная/Пресс-служба/Новости Фонда/Федеральные и региональные новости

Детский телефон доверия нужен и взрослым

21.08.2013

Источник: Казанские ведомости

Несмотря на то что Татарстан еще в 2010 году подключился к единому общероссийскому детскому телефону доверия, приходится признать, что далеко не все еще знают, для кого и для чего он нужен.

О том, с какими проблемами можно обратиться на детский телефон доверия, корреспонденту «КВ» рассказала Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина.
- Гузель Любисовна, правда ли, что этим телефоном доверия могут воспользоваться только дети?
- Это не совсем так. Конечно, он нацелен на то, чтобы оказывать помощь прежде всего детям. К примеру, в случае, если ребенок находится в стрессовой сложной пограничной жизненной ситуации или у него наблюдается суицидальная попытка. Но так как дети неразрывно связаны со своими родителями, взрослые также могут воспользоваться телефоном доверия. Тем более большинство проблем, с которыми обращаются и те, и другие, касается именно детско-родительских отношений. Поэтому неудивительно, что по определенным вопросам звонят родители и иные законные представители детей. Причем эта категория обратившихся людей достаточно значительна.
- А бывают случаи, когда поступают попросту пустые звонки?
- К сожалению, действительно, фиксируются не только пустые звонки, но даже звонки-розыгрыши. Правда, сотрудники телефона доверия ко всему относятся с пониманием. Скорее всего, дети подобным образом проверяют или прощупывают. Главное, что потом кто-нибудь из них реально может позвонить. А лучше бы люди не стеснялись и чаще обращались в центры психологической помощи.
- Интересно, а какое отношение ребят к телефону доверия?
- Разное. Одни говорят, что никогда не обратятся на детский телефон доверия, так как важен только личный контакт, то есть они выбирают очную консультацию. А другим, наоборот, легче позвонить. В целом основная масса детей считает главными три составляющие, при соблюдении которых они воспользуются этой помощью: анонимность, бесплатность и доступность.
- Какие есть проблемы развития детского телефона доверия в Татарстане?
- На данный момент актуально, чтобы он также работал на татарском языке. Просто у нас много ребят, для которых основной язык общения именно татарский. Кроме того, есть вопрос, связанный с круглосуточностью работы детского телефона доверия. Безусловно, все это требует серьезных финансовых ресурсов. Опять же психологические службы для детей должны развиваться, а на сегодня их явно недостаточно. Причем развитие таких служб в первую очередь должно способствовать профилактике суицидального поведения. Поэтому зачастую ребенок оказывается один на один со многими проблемами.
- А когда в нашей республике зафиксировали наибольшее количество завершенных суицидов среди несовершеннолетних?

- Такая неблагополучная ситуация наблюдалась у нас в 2011 году, когда было зафиксировано 27 случаев. Потом этот показатель пошел на снижение. Так, по данным МВД по РТ, в 2009 году было 20 случаев, в 2010-м - 24, в 2011-м - 27, в 2012-м - 10. И причинами здесь является множество различных факторов, в том числе и деятельность служб экстренной психологической помощи.

Интересно, а что именно знают школьники о детском телефоне доверия?
Рената Каримова, ученица 4-го класса:
- Я знаю, что существует детский телефон доверия. Не знаю его номер. Я думаю, что туда звонят, если есть какие-то проблемы в семье или в школе.
Марат Каримов, ученик 8-го класса:
- О существовании детского телефона доверия в Татарстане я всегда знал. Правда, номер не знаю. Конечно, представляю, с какими проблемами школьники, в основном подростки, обращаются на эту «горячую линию». Так, к примеру, думаю, что туда гораздо чаще звонят, если есть проблемы в общении с другими детьми, чем проблемы с учебой. Хотя также могут обратиться в случае возникновения проблем с родителями. А номер, скорее всего, можно легко узнать.
Евгений Варламов, ученик 5-го класса:
- Я знаю о детском телефоне доверия, но номер не знаю. Хотя даже если бы и знал, то, скорее всего, не обратился бы. Наверное, туда звонят с проблемами в учебе, семье или в общении с друзьями.
Лера Голубева, ученица 8-го класса:
- Конечно, я знаю, что существует детский телефон доверия. К тому же знаю его номер: он в памяти моего телефона. Я даже уже звонила. Это было года два назад, когда у меня были проблемы с родителями. На тот момент мне казалось, что они меня не понимают. Тогда знакомая посоветовала номер телефона доверия. Я сразу позвонила и удивилась, что это бесплатно. А психолог внимательно выслушала и дала хорошие советы. Интересно, как легко я рассказала все свои проблемы и в какой-то степени секреты совершенно чужому человеку. Хотя думаю, что именно в этом и заключается вся суть. После разговора помирилась с мамой, и больше подобных проблем у нас с ней не возникало.
Алики Айвазова, ученица 9-го класса:
- Я знаю о детском телефоне доверия, но никогда не интересовалась его номером. Да, безусловно, примерно представляю, с какими проблемами туда можно обратиться. Так, если у тебя есть проблемы с друзьями, родителями, учебой и многие другие. Или если просто хочешь поделиться каким-либо секретом, но не с близкими людьми. А главное, туда можно звонить анонимно.
Анжелика Садыкова, ученица 6-го класса:
- О детском телефоне доверия я знаю, но номер не знаю. На него можно позвонить, если у школьников возникают проблемы с учителями: не могут найти с ними понимание. Или все плохо с учебой и не у кого попросить помощи.
Справка
Напомним, номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122. Звонки бесплатные, анонимные и круглосуточные.
По данным Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ, только за I квартал 2013 года на детский телефон доверия позвонили почти пять тысяч человек. В 60% случаев обращались дети и подростки, в остальных случаях - родители и иные законные представители детей, то есть бабушки, дедушки, преподаватели и т.д. Причем на первом месте по количеству детских обращений - проблемы детско-родительских взаимоотношений.

Возврат к списку