«Не оступись!»

В редакции решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 26 апреля 2016 г., протокол № 2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

Анализ криминальной ситуации в России свидетельствует о постепенном снижении как абсолютных, так и относительных показателей преступности несовершеннолетних. Если в 2012 году по данным МВД России ежегодная численность выявленных подростков, совершивших преступления, находилась на уровне 59,5 тыс. человек, то к 2015 году этот показатель сократился до 55,9 тыс. человек. Но при этом увеличилось число подростков, совершивших преступления повторно: с 12 942 человек в 2012 году до 14 208 человек в 2015 году.

Несовершеннолетними или при их соучастии совершено 61,8 тыс. преступлений, в том числе особо тяжких 13 311 (в 2012 году соответственно 64,3 тыс. и 14 529 преступлений).

Удельный вес совершивших преступления несовершеннолетних в общим числе выявленных лиц, совершивших преступления, в 2015 году составил 5,2% (в 2012 году – 5,9%).

На 1 января 2015 года в 23 воспитательных колониях содержались 1683 осужденных несовершеннолетних.

По-прежнему значительное количество преступлений подростки совершают, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Работа, направленная на предупреждение совершения правонарушений и преступлений, в том числе повторных, на социализацию и реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, продолжает оставаться актуальной. Актуальным остается совершенствование профилактических мер, способствующих устранению причин и условий совершения противоправных деяний, осуществляемых как с несовершеннолетними, так и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Программа направлена на реализацию:

Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации ее важнейших положений (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р);

Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2015 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа ее реализации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р);

Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р);

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2015 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждаемого решением его попечительского совета.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • профилактика преступности и правонарушений   несовершеннолетних, в том числе повторных;
  • социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

  • несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • несовершеннолетние правонарушители и преступники; несовершеннолетние, отбывшие наказание за совершение преступления.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Возможные направления действий в рамках программы:

Программа предусматривает осуществление на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, которые позволят обеспечить формирование институциональной системы профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, включающий в том числе:

  • формирование системы непрерывной индивидуальной социальной помощи несовершеннолетним (от факта выявления их девиантного поведения до выхода таких детей из кризисной ситуации и их дальнейшего жизнеустройства);
  • разработку и реализацию межведомственных программ индивидуальной работы с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом, и их семьями в целях их выхода из кризисной ситуации, включая мероприятия по их социальному сопровождению;
  • разработку регламентов межведомственного взаимодействия на всех уровнях профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и обеспечения оказания социальных услуг детям, вступившим в конфликт с законом, и их семьям в целях их выхода из кризисной ситуации, включая мероприятия по их социальному сопровождению;
  • развитие межведомственного и внутриведомственного взаимодействия субъектов профилактики в социализации и ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в том числе ведение межведомственной базы данных о несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах помощи, воспитательном контроле;
  • профилактику правонарушений несовершеннолетних, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних, совершивших правонарушения, посредством использования современных возможностей информационно-коммуникационного взаимодействия в социальных сетях;
  • развитие системы социальных служб (государственных и негосударственных) по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их семьям;
  • создание служб помощи детям – жертвам преступлений и их семьям;
  • открытие правовых центров для детей, находящихся в конфликте с законом, и их семей в целях обеспечения защиты их прав и интересов, предоставления бесплатной юридической помощи;
  • внедрение эффективных технологий и методик работы по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних через систему образовательных, социальных учреждений, школьных и муниципальных служб примирения, а также по профилактике повторных правонарушений несовершеннолетних, их социализации (ресоциализации) и реабилитации (здоровьесберегающие технологии, военно-патриотическое воспитание, повышение правовой культуры, трудовая адаптация, социокультурная реабилитация, реабилитация посредством физической культуры и спорта и др.);
  • развитие наставничества (реализация специально разработанных программ наставничества) в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;
  • организация занятости несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, обеспечивающей их включение в продуктивную социализирующую деятельность, вовлечение в добровольческую деятельность, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию;
  • организация досуговой занятости детей, склонных к совершению правонарушений и преступлений, в том числе, привлекая ресурсы по месту их обучения и проживания (дворовые площадки, кружковая и клубная деятельность и др.);
  • внедрение технологий и методик межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями, в которых несовершеннолетние склонны или совершают правонарушения, преступления, формирование социально ответственного поведения родителей;
  • обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, включая применение восстановительных технологий;
  • внедрение программ профессионального и предпрофессионального обучения несовершеннолетних, в том числе отбывающих наказание в учреждениях закрытого типа и местах лишения свободы, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда, в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  • реализация программ реабилитации, трудовой адаптации несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;
  • организация работы по восстановлению отношений детей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением;
  • реализация программ ресоциализации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения или ограничения свободы;
  • создание региональных ресурсных центров, обеспечивающих, в том числе: формирование банков эффективных технологий и методик работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, обеспечению досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы; деятельность по повышению профессиональных компетенций специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, работающих с этой категорией детей;
  • методическое обеспечение деятельности специалистов учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством подготовки, издания и распространения тематических методических материалов;
  • создание базы данных о местных социальных ресурсах для помощи детям, находящимся в кризисной и (или) конфликтной с законом ситуации, использование дистанционных форм оказания социальных услуг;
  • укрепление профессиональных сообществ специалистов, в том числе адвокатских, работающих с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, и их жертвами, и практикующих восстановительные технологии;
  • развитие государственно-частного партнерства, участия некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в оказании услуг детям, находящимся в конфликте с законом;
  • поддержку добровольческих инициатив, направленных на профилактику преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных;
  • другие мероприятия, направленные на достижение целей программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (на конец отчетного периода), чел.;

  • численность несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) (на конец отчетного периода), чел.;
  •   удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних (в отчетном году), %;
  • удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление (в отчетном году), %.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • сокращение числа преступлений и правонарушений несовершеннолетних;
  • положительная динамика показателей по вовлечению несовершеннолетних правонарушителей в социально-реабилитационные программы.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основан на:

  • Направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2016-2017 годы;
  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г.   № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1; от 20 мая 2015 г. № 2; от 26 апреля 2016 г.);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 27 января 2009 г. № 1; от 10 сентября 2009 г. № 7; от 9 марта 2011 г. № 1; от 15 февраля 2013 г. № 1).

Программа будет выполняться посредством софинансирования отобранных Фондом в результате конкурсов:

  • инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации,
  • инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,
  • инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений,
  • пилотных проектов, разрабатываемых для решения актуальных узконаправленных задач по поддержке различных групп детей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Средства на реализацию мероприятий инновационных программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Фонд имеет право на корректировку объема выделенных средств и перераспределение финансирования по мероприятиям инновационной программы субъекта Российской Федерации, а также корректировку перечня мероприятий для финансирования.

Направление финансовых средств осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по соответствующим договорам, заключенным с непосредственными исполнителями.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в объеме, предусмотренном бюджетом Фонда.

Ежегодный объем средств Фонда, выделяемых на реализацию инновационной региональной программы, комплекса мер субъекта Российской Федерации, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий программы бюджетом программы. Для субъектов Российской Федерации, подпадающих под критерии, указанные в пункте 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежегодный объем денежных средств, выделяемых Фондом на реализацию программы, может быть увеличен до 70 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий региональной программы ее бюджетом.

Предельная сумма софинансирования Фондом составляет:

  • инновационной социальной программы в субъекте Российской Федерации – не более 10 млн. руб. в год;
  • инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, – не более 10 млн. руб. на весь срок его реализации;
  • одного проекта, реализуемого в рамках программы Фонда, – не более 2 млн. руб. на весь срок его реализации.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 3 лет, инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 2 лет, инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, российских некоммерческих организаций и общественных объединений в рамках программы – не более 2 лет.

Возврат к списку