«Дружественное детям правосудие»

В редакции решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 26 апреля 2016 г., протокол № 2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

Сохраняющийся уровень криминогенности в подростковой среде, число детей, находящихся в зоне внимания правоохранительных органов, требуют постоянного поиска, распространения и апробации новых подходов к судопроизводству в отношении несовершеннолетних, новых технологий социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Пленум Верховного суда Российской Федерации указал: «Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и переподготовки не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства» (постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1).

В рамках программ Фонда в ряде субъектов Российской Федерации апробированы и успешно внедрены такие технологии отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, как специализированный (ювенальный) судья (Республика Бурятия); социальные работники при судах (Забайкальский край, Пермский край, Тюменская область и др.).

В рамках реализации данных технологий сформированы механизмы взаимодействия социального работника при суде с судьей, взаимодействия суда и социальных служб; отработаны методы социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего в судебном процессе, вопросы правового обеспечения проведения индивидуальной работы с несовершеннолетним после суда, оказания ему необходимой помощи; разработаны и проводятся программы повышения квалификации специалистов по работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.

На основе опыта работы регионов по апробации и внедрению ювенальных технологий, а также с учетом Заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка к третьему периодическому докладу Российской Федерации в части соблюдения норм отправления правосудия в отношении несовершеннолетних представляется необходимым развитие и распространение института социальных работников при судах; внедрение технологий судопроизводства, реабилитации и индивидуальной работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, обеспечивающих наилучшим образом соблюдение интересов ребенка.

Программа направлена на:

  • реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации ее важнейших положений (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р);
  • достижение целей Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р);
  • достижение целей Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р);
  • решение задач Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2015 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • выполнение комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждаемого решением его попечительского совета.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • поддержка практик рассмотрения дел несовершеннолетних правонарушителей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • формирование, развитие и распространение в субъектах Российской Федерации института социальных работников при судах.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА, НА КОТОРУЮ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

несовершеннолетние, совершившие правонарушения или преступления.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает осуществление на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:

  • внедрение современных методов отправления правосудия в отношении несовершеннолетних;
  • разработку и реализацию межведомственных программ индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, и семьями, в которых они воспитываются;
  • создание опорно-экспериментальных площадок по отработке и внедрению института социальных работников при судах;
  • профессиональную подготовку и повышение квалификации таких социальных работников;
  • поддержку добровольческих инициатив, направленных на поддержку детей, находящихся в конфликте с законом;
  • другие мероприятия, направленные на достижение целей программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление (в отчетном году), %;
  • численность несовершеннолетних, получивших специализированное профессиональное сопровождение в ходе судебных процессов (за отчетный период), чел.;
  •  удельный вес дел в отношении несовершеннолетних, рассмотренных в судах с использованием специализированного профессионального сопровождения, в общем числе дел в отношении несовершеннолетних (за отчетный период), %.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Объективное рассмотрение в судах дел несовершеннолетних с учетом их личностного развития, семейных обстоятельств и возможности исправления несовершеннолетних без лишения их свободы.

Сокращение числа повторных преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

Возрастание доли дел в отношении несовершеннолетних, рассмотренных в суде и прекращенных за примирением сторон.

Создание в субъектах Российской Федерации института социальных работников при судах.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основан на:

  • Направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2016-2017 годы;
  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г.   № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1; от 20 мая 2015 г. № 2; от 26 апреля 2016 г.);
  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 26 апреля 2016 г. № 2);
  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 27 января 2009 г. № 1; от 10 сентября 2009 г. № 7; от 9 марта 2011 г. № 1; от 15 февраля 2013 г. № 1).

Программа будет выполняться посредством софинансирования отобранных Фондом в результате конкурсов:

  • инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации,
  • инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,
  • инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений,
  • пилотных проектов, разрабатываемых для решения актуальных узконаправленных задач по поддержке различных групп детей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Средства на реализацию мероприятий инновационных программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Фонд имеет право на корректировку объема выделенных средств и перераспределение финансирования по мероприятиям инновационной программы субъекта Российской Федерации, а также корректировку перечня мероприятий для финансирования.

Направление финансовых средств осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по соответствующим договорам, заключенным с непосредственными исполнителями.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в объеме, предусмотренном бюджетом Фонда.

Ежегодный объем средств Фонда, выделяемых на реализацию инновационной региональной программы, комплекса мер субъекта Российской Федерации, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий программы бюджетом программы. Для субъектов Российской Федерации, подпадающих под критерии, указанные в пункте 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежегодный объем денежных средств, выделяемых Фондом на реализацию программы, может быть увеличен до 70 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий региональной программы ее бюджетом.

Предельная сумма софинансирования Фондом составляет:

Инновационной социальной программы в субъекте Российской Федерации – не более 10 млн. руб. в год;

  • инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, – не более 10 млн. руб. на весь срок его реализации;
  • одного проекта, реализуемого в рамках программы Фонда, – не более 2 млн. руб. на весь срок его реализации.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 3 лет, инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 2 лет, инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, российских некоммерческих организаций и общественных объединений в рамках программы – не более 2 лет.

Возврат к списку