«Право быть равным»

В редакции решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 26 апреля 2016 г., протокол № 2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

В Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 г. число детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, составило 600 тыс. человек. В последние пять лет наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов: на 1 января 2011 г. – 541 тыс. человек, на 1 января 2012 г. – 560,4 тыс. человек, на 1 января 2013 г. – 567,8 тыс. человек, на 1 января 2014 г. – 579,6 тыс. человек.

Для детей-инвалидов и воспитывающих их семей характерны социальная и пространственная изоляция, обусловленная наличием «барьеров инвалидности», и психологическая изоляция в силу равнодушного или отторгающего отношения окружающих к детям-инвалидам и самоизоляции самих семьей. Кроме того, отмечается их низкая социальная включенность в сферу образования и занятости, малая доступность публичных социальных услуг, дефицит реабилитационных услуг, несвоевременность и низкое качество медико-социальной реабилитации, зависимость реализации права на реабилитацию и социальную интеграцию детей-инвалидов от места жительства и социального статуса семьи.

В последние 10 лет в Российской Федерации делаются важные шаги в направлении социального включения и повышения качества жизни инвалидов.

Программа «Право быть равным» направлена на:

  • реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации ее важнейших положений (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р);

  • достижение целей Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа ее реализации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р);

  • решение задач, поставленных единой межведомственной Концепцией ранней помощи детям группы риска и инвалидностью, детям с генетическими нарушениями и сопровождения семей, имеющих таких детей, на период до 2020 года,

  • достижение целей государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы;

  • выполнение комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждаемого решением его попечительского совета.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • системные изменения в субъекте Российской Федерации в организации работы по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, в том числе в раннем возрасте, преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами и интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, созданию условий для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей детей-инвалидов в трудовой и общественной деятельности;

  • создание межведомственного алгоритма решения проблем детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, усиление межведомственного взаимодействия и координации действий при разработке программ, направленных на улучшение их положения, и предоставлении им комплексных услуг;

  • создание программно-целевых механизмов, направленных на минимизацию нарушений здоровья детей и профилактику инвалидности в раннем возрасте, полноценную медико-социальную реабилитацию детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, трудоустройство неработающих родителей детей-инвалидов, формирование позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам; внедрение в регионах новых эффективных технологий по работе с детьми-инвалидами.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

  • дети-инвалиды и дети до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья;

  • родители (лица, их заменяющие) детей-инвалидов;

  • работники медицинских, социальных, образовательных и других учреждений, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги детям-инвалидам;

  • общественные организации, волонтеры, оказывающие помощь детям-инвалидам;

  • здоровые дети и их родители.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает осуществление на основе межведомственного подхода комплекса последовательных мероприятий, направленных на формирование институциональной системы профилактики семейного неблагополучия и поддержки семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, включающих в том числе:

1. обеспечение межведомственного подхода к решению задач программы:

  • разработка регламентов межведомственного взаимодействия на всех уровнях профилактики семейного неблагополучия и поддержки семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • развитие межведомственного и внутриведомственного взаимодействия специалистов в оказании услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и семьям их воспитывающим;
2. ранняя профилактика детской инвалидности:

  • своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с риском развития инвалидности, в том числе находящихся в домах ребенка уголовно-исполнительной системы;

  • разработка и внедрение технологий комплексной диагностики детей в раннем возрасте, в том числе находящихся в домах ребенка уголовно-исполнительной системы;

  • организация ранней помощи при рождении ребенка с отклонениями в развитии и здоровье, создание и развитие служб ранней помощи;

  • внедрение эффективных методик комплексной абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе специализированных методик для детей с редкими и генетическими заболеваниями;

3. помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • социальное сопровождение семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе проживающих в сельских территориях;

  • внедрение института социального сопровождения участковыми социальными работниками таких семей;

  • развитие и модернизация инфраструктуры социальных служб, способствующих социальной поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей (службы помощи семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимся в постоянном постороннем уходе; службы, предоставляющие во временное пользование дорогостоящее реабилитационное оборудование, не входящее в обязательный перечень; отделения (группы) временного пребывания детей в целях предоставления родителям возможности трудоустройства; др.);

  • организация в домах ребенка уголовно-исполнительной системы отделений восстановительного лечения для обеспечения реабилитации детей путем применения комплексных лечебно-профилактических и медико-социальных мероприятий, направленных на восстановление и укрепление здоровья;

  • реализация индивидуальных программ социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в целях их подготовки к самостоятельной жизни; привитие таким детям социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников (оборудование комнат социальной адаптации, тренировочных квартир и др.);

  • реализация программ профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе воспитанников интернатных учреждений;

  • поддержка групп родительской самопомощи с целью социального включения семей, воспитывающих детей с нарушениями здоровья, в равноправные партнерские отношения в обществе, создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми;

  • реализация программ обучения родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способам ухода и методам абилитации и реабилитации на дому, в том числе посредством обеспечения доступа к интернет-ресурсам для осуществления дистанционного обучения родителей;

  • разработка и внедрение программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • создание условий для занятий детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья адаптивной физкультурой и спортом;

  • вовлечение здоровых сверстников в организацию и проведение мероприятий, направленных на улучшение интеграции детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семьях, а также воспитанников интернатных учреждений в жизнь местного сообщества (массовые культурные, благотворительные, спортивные и другие мероприятия);

4. ресурсное и методическое сопровождение деятельности:

  • создание региональных ресурсных центров, обеспечивающих, в том числе формирование банков эффективных технологий и методик работы по организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактике инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество; деятельность по повышению профессиональных компетенций специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, работающих с этой категорией детей и семей;

  • развитие методического обеспечения деятельности специалистов учреждений, оказывающих услуги детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим, посредством подготовки, издания и распространения тематических методических материалов;

  • создание базы данных о местных социальных ресурсах для помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим;

  • укрепление профессиональных сообществ специалистов учреждений, оказывающих услуги детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим;

  • развитие государственно-частного партнерства, институтов попечительства в социальной сфере, участия некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в оказании услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим;

  • поддержка добровольческих инициатив по участию в программах и интеграционных мероприятиях, адресованных детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим;

  • другие мероприятия, направленные на достижение целей программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов (за отчетный период), %;

  • удельный вес детей до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья (за отчетный период), %;

  • дельный вес детей-инвалидов, систематически занимающихся физкультурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов (за отчетный период), %;

  • удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-инвалидов (за отчетный период), %;

  • удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания детей, домашний помощник и др.) на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами (за отчетный период), %;

  • численность трудоустроенных родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов (на конец отчетного периода), чел.;

  • число некоммерческих организаций, привлеченных к решению проблем детей-инвалидов (на конец отчетного периода), ед.;

  • численность волонтеров, оказывающих услуги детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами (на конец отчетного периода), чел.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • улучшение состояния здоровья детей, максимальное развитие их реабилитационного потенциала, более высокий уровень интеграции в общество здоровых сверстников и повышение их социального статуса;

  • создание условий для занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Обеспечение качественного ухода и реабилитации детей в учреждениях в период исполнения родителями трудовых обязанностей;

  • повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов;

  • улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов;

  • открытое и дружественное отношение общества к детям-инвалидам.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основан на:

Направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2016-2017 годы;

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г.   № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1; от 20 мая 2015 г. № 2; от 26 апреля 2016 г.);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 27 января 2009 г. № 1; от 10 сентября 2009 г. № 7; от 9 марта 2011 г. № 1; от 15 февраля 2013 г. № 1).

Программа будет выполняться посредством софинансирования отобранных Фондом в результате конкурсов:

  • инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации,

  • инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,

  • инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений,

  • пилотных проектов, разрабатываемых для решения актуальных узконаправленных задач по поддержке различных групп детей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Средства на реализацию мероприятий инновационных программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Фонд имеет право на корректировку объема выделенных средств и перераспределение финансирования по мероприятиям инновационной программы субъекта Российской Федерации, а также корректировку перечня мероприятий для финансирования.

Направление финансовых средств осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по соответствующим договорам, заключенным с непосредственными исполнителями.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в объеме, предусмотренном бюджетом Фонда.

Ежегодный объем средств Фонда, выделяемых на реализацию инновационной региональной программы, комплекса мер субъекта Российской Федерации, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий программы бюджетом программы. Для субъектов Российской Федерации, подпадающих под критерии, указанные в пункте 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежегодный объем денежных средств, выделяемых Фондом на реализацию программы, может быть увеличен до 70 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий региональной программы ее бюджетом.

Предельная сумма софинансирования Фондом составляет:

  • программы в одном регионе – не более 30 млн. руб. в год;

  • инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, – не более 10 млн. руб. на весь срок его реализации;

  • одного проекта, реализуемого в рамках программы Фонда, – не более 2 млн. руб. на весь срок его реализации.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 3 лет, инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 2 лет, инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, российских некоммерческих организаций и общественных объединений в рамках программы – не более 2 лет.

Возврат к списку