«Путь к успеху»

В редакции решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 26 апреля 2016 г., протокол № 2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

В 2014 г. число детей-инвалидов в Российской Федерации составило 600 тыс. человек. Подавляющее большинство детей-инвалидов (около 88% от общего числа) воспитывается в семьях.

Практически все такие семьи испытывают трудности как экономического, так и социального характера.

По данным выборочного опроса родителей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, число желающих приступить к трудовой деятельности составляет 60%. Из них работать неполный рабочий день изъявило желание более 80% респондентов, работать на дому – 35%.

Причинами такого положения являются:

  • отсутствие учета лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, и их потребностей в получении государственных услуг в сфере здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты;

  • недостаточное развитие гибких форм занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

  • отсутствие сети учреждений, предназначенных для дневного пребывания детей-инвалидов, служб участковых социальных работников, ведущих работу с детьми-инвалидами;

  • ограниченность в доступе к интернет-ресурсам для осуществления дистанционного обучения родителей детей-инвалидов методам реабилитации;

  • недостаточное информирование по вопросам применения гибких форм занятости, включая надомную занятость, обучения методам реабилитации и социальной защиты лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и др.

Актуальность проблемы определяется тем, что меры, принимаемые на федеральном и региональном уровнях, недостаточны для получения значимых результатов в улучшении положения семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Программа направлена на:

  • реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации ее важнейших положений (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р);

  • достижение целей Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа ее реализации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р);

  • решение задач, поставленных Единой межведомственной Концепцией ранней помощи детям группы риска и инвалидностью, детям с генетическими нарушениями и сопровождения семей, имеющих таких детей, на период до 2020 года,

  • достижение целей государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы;

  • выполнение комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждаемого решением его попечительского совета.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • оптимизация социальной среды, обеспечивающей поддержку семей с детьми-инвалидами. Преодоление изолированности семьи;

  • создание условий, способствующих актуализации потенциала семьи путем содействия в обучении, переобучении и трудоустройстве родителей;

  • содействие занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

  • родители, воспитывающие детей-инвалидов;

  • дети-инвалиды.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает осуществление на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:

  • проведение мониторинга потребностей лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в государственных услугах в сфере здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты;

  • формирование и ведение регистров лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, и их потребностей в получении государственных услуг в сфере здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты;

  • социальное сопровождение семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе проживающих в сельских территориях; внедрение института социального сопровождения участковыми социальными работниками таких семей;

  • разработку и реализацию мер по обучению родителей, воспитывающих детей-инвалидов, методам реабилитации и дополнительной социальной поддержки детей-инвалидов;

  • разработку и внедрение программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • открытие и оборудование сети учреждений, предназначенных для дневного пребывания детей-инвалидов, служб участковых социальных работников, ведущих работу с детьми-инвалидами;

  • обеспечение доступа к интернет-ресурсам для осуществления дистанционного обучения родителей детей-инвалидов методам реабилитации;

  • информирование по вопросам применения гибких форм занятости, включая надомную занятость, обучения методам реабилитации лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, о правах и гарантиях, предоставляемых детям-инвалидам и их семьям, учреждениях, оказывающих помощь;

  • поддержку добровольческих инициатив, направленных на поддержку детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются;

  • привлечение к выполнению мероприятий программы негосударственных организаций, благотворительных фондов, бизнес-структур;

  • другие мероприятия, направленные на достижение целей программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • численность трудоустроенных родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов (на конец отчетного периода), чел.;
  • численность семей с детьми-инвалидами, получивших дополнительную социальную поддержку, специализированные виды услуг в период занятости родителей (за отчетный период), число семей;

  • численность родителей детей-инвалидов, прошедших обучение и переобучение, направленных на удовлетворение их потребностей, связанных с занятостью и трудоустройством (за отчетный период), чел.;

  • количество созданных дополнительных рабочих мест для родителей, воспитывающих детей-инвалидов (за отчетный период), ед.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • повышение качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов;

  • создание условий для дневного пребывания детей-инвалидов на период занятости родителей, служб участковых социальных работников, ведущих работу с детьми-инвалидами;

  • положительная динамика показателей трудоустройства родителей детей-инвалидов, желающих работать.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основан на:

  • Направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2016-2017 годы;

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г.   № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1; от 20 мая 2015 г. № 2, от 26 апреля 2016 г.);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 27 января 2009 г. № 1; от 10 сентября 2009 г. № 7; от 9 марта 2011 г. № 1; от 15 февраля 2013 г. № 1).

Программа будет выполняться посредством софинансирования отобранных Фондом в результате конкурсов:

  • инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации,

  • инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  • инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений,

  • пилотных проектов, разрабатываемых для решения актуальных узконаправленных задач по поддержке различных групп детей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Средства на реализацию мероприятий инновационных программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Фонд имеет право на корректировку объема выделенных средств и перераспределение финансирования по мероприятиям инновационной программы субъекта Российской Федерации, а также корректировку перечня мероприятий для финансирования.

Направление финансовых средств осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по соответствующим договорам, заключенным с непосредственными исполнителями.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в объеме, предусмотренном бюджетом Фонда.

Ежегодный объем средств Фонда, выделяемых на реализацию инновационной региональной программы, комплекса мер субъекта Российской Федерации, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий программы бюджетом программы. Для субъектов Российской Федерации, подпадающих под критерии, указанные в пункте 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежегодный объем денежных средств, выделяемых Фондом на реализацию программы, может быть увеличен до 70 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий региональной программы ее бюджетом.

Предельная сумма софинансирования Фондом составляет:

  • программы в одном регионе – не более 10 млн руб. в год;

  • инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 10 млн руб. на весь срок его реализации;

  • одного проекта, реализуемого в рамках программы Фонда, – не более 2 млн руб. на весь срок его реализации.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 2 лет, инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 2 лет, инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, российских некоммерческих организаций и общественных объединений в рамках программы – не более 2 лет.

Возврат к списку