«Ранняя помощь»

В редакции решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 26 апреля 2016 г., протокол № 2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

Около 2% детского населения Российской Федерации составляют дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. дети, имеющие устойчивые физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения.

Ежегодно в соответствии с данными федеральной статической отчетности по медико-социальной экспертизе около 70 тыс. детей впервые признаются инвалидами. Большая часть детей, имеющих нарушения развития, признаются инвалидами в раннем возрасте. Так, в 2014 году в возрастной структуре инвалидности преобладали дети до 3 лет, которые составили 44,2%, в то время как дети возрастной группы 15–17 лет составляли 7,1% от общего числа детей впервые признанных инвалидами. Ранняя инвалидность детей свидетельствует о необходимости и крайней важности проведения комплексной реабилитации и абилитации для детей возраста 0–3 лет, когда существует возможность исключить или максимально минимизировать тяжесть инвалидности ребенка.

Комплексная реабилитация и абилитация должны начинаться как можно раньше, охватывать медицинский, социальный аспекты и вопросы образования, включать организацию сопровождения как самих детей, так и семей, в которых они воспитываются, быть доступной по месту их непосредственного проживания. Создание условий для удовлетворения особых потребностей развития детей в раннем возрасте должно предусматривать их включение на следующих этапах развития в общий поток сверстников.

Программа направлена на:

  • решение задач, поставленных единой межведомственной Концепцией ранней помощи детям группы риска и инвалидностью, детям с генетическими нарушениями и сопровождения семей, имеющих таких детей, на период до 2020 года;

  • реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации ее важнейших положений (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р);

  • достижение целей Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа ее реализации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р);

  • достижение целей Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий по ее реализации;

  • достижение целей государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы;

  • выполнение комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждаемого решением его попечительского совета.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • содействие созданию систем комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов и сопровождения семей, воспитывающих таких детей;

  • создание условий для развития и доступности услуг ранней помощи;

  • минимизация отклонений в состоянии здоровья детей и профилактика инвалидности у детей на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте;

  • улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

  • дети раннего возраста (от 0 до 3 лет) с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды;

  • семьи, воспитывающие таких детей.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает осуществление на основе межведомственного подхода комплекса последовательных мероприятий, направленных на формирование системы комплексной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов раннего возраста и поддержки семей с такими детьми, в том числе:

  • разработку регламентов межведомственного взаимодействия на всех уровнях профилактики инвалидности у детей и поддержки семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • организацию и развитие межведомственного и внутриведомственного взаимодействия медицинских, образовательных организаций и организаций социального обслуживания, негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) в оказании услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и семьям их воспитывающим;

  • своевременное выявление детей раннего возраста с ограничениями жизнедеятельности, детей с риском развития инвалидности, детей-инвалидов;

  • разработку и внедрение технологий комплексной диагностики ребенка в раннем возрасте;

  • организацию ранней помощи при рождении ребенка с отклонениями в развитии и здоровье, создание и развитие служб ранней помощи;

  • внедрение эффективных методик комплексной абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе специализированных методик для детей с редкими и генетическими заболеваниями;

  • социальное сопровождение семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе внедрение института социального сопровождения участковыми социальными работниками таких семей;

  • развитие и модернизацию инфраструктуры социальных служб, способствующих социальной поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей (отделения абилитации детей в возрасте до 3 лет; службы помощи семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимся в постоянном постороннем уходе; службы, предоставляющие во временное пользование дорогостоящее реабилитационное оборудование, не входящее в обязательный перечень; отделения (группы) временного пребывания детей, в целях предоставления родителям возможности трудоустройства; др.);

  • поддержку групп родительской самопомощи с целью социального включения семей, воспитывающих детей с нарушениями здоровья, в равноправные партнерские отношения в обществе, создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми;

  • реализацию программ обучения родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способам ухода и методам абилитации и реабилитации на дому, в том числе посредством обеспечения доступа к интернет-ресурсам для осуществления дистанционного обучения родителей;

  • создание региональных ресурсных центров, обеспечивающих, в том числе формирование банков эффективных технологий и методик работы по организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактике инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество;

  • деятельность по повышению профессиональных компетенций специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, работающих с этой категорией детей и семей;

  • развитие методического обеспечения деятельности специалистов учреждений, оказывающих услуги детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим, посредством подготовки, издания и распространения тематических методических материалов;

  • создание базы данных о местных социальных ресурсах для помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим;

  • укрепление профессиональных сообществ специалистов учреждений, оказывающих услуги детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим;

  • развитие государственно-частного партнерства, институтов попечительства в социальной сфере, участия некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в оказании услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим;

  • поддержку добровольческих инициатив по участию в программах и интеграционных мероприятиях, адресованных детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим;

  • другие мероприятия, направленные на достижение целей программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • численность детей в возрасте до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье, получивших реабилитационные услуги (за отчетный период), чел.;
  • удельный вес детей в возрасте до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей в возрасте до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье (за отчетный период), %.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку с целью содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе;

  • улучшение состояния здоровья детей, максимальное развитие их реабилитационного потенциала, сокращение инвалидности детей, более высокий уровень их социализации;

  • повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, улучшение социального самочувствия и психологического климата в таких семьях;

  • системные изменения в субъектах Российской Федерации в организации ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, создание служб ранней помощи.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основан на:

  • Направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2015-2017 годы;

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г.   № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1; от 20 мая 2015 г. № 2; от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседаний от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 27 января 2009 г. № 1; от 10 сентября 2009 г. № 7;   от 9 марта 2011 г. № 1; от 15 февраля 2013 г. № 1).

Программа будет выполняться посредством софинансирования отобранных Фондом в результате конкурсов:

  • инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации,

  • инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,

  • инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений,

  • пилотных проектов, разрабатываемых для решения актуальных узконаправленных задач по поддержке различных групп детей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Средства на реализацию мероприятий инновационных программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Фонд имеет право на корректировку объема выделенных средств и перераспределение финансирования по мероприятиям инновационной программы субъекта Российской Федерации, а также корректировку перечня мероприятий для финансирования.

Направление финансовых средств осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по соответствующим договорам, заключенным с непосредственными исполнителями.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в объеме, предусмотренном бюджетом Фонда.

Ежегодный объем средств Фонда, выделяемых на реализацию инновационной региональной программы, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий программы бюджетом программы. Для субъектов Российской Федерации, подпадающих под критерии, указанные в пункте 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежегодный объем денежных средств, выделяемых Фондом на реализацию программы, может быть увеличен до 70 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий региональной программы ее бюджетом.

Предельная сумма софинансирования Фондом составляет:

  • инновационной социальной программы в субъекте Российской Федерации – не более 10 млн. руб. в год;

  • инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, – не более 10 млн. руб. на весь срок его реализации;

  • инновационного социального проекта, реализуемого в рамках программы Фонда, – не более 2 млн. руб. на весь срок его реализации.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 3 лет, комплекса мер субъекта Российской Федерации, инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений в рамках программы – не более 2 лет.

Возврат к списку