«В кругу друзей»

В редакции заседания правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, протокол от 26 апреля 2016 года № 2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

В настоящее время в Российской Федерации более 500 тыс. детей-инвалидов проживают и воспитываются в условиях семейного окружения.

Начиная с середины 1990-х годов на основе общемировых подходов к воспитанию, обучению и развитию личностного потенциала детей-инвалидов вместе с нормально развивающимися сверстниками осуществляются системные меры по интеграции детей-инвалидов в окружающую социальную среду, повышению социально-экономических стандартов жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами.

Вместе с тем процесс социальной интеграции детей-инвалидов идет медленно. По-прежнему большинство детей-инвалидов находится в ситуации вынужденной изолированности. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают существенные трудности во взаимодействии с другими детьми, семьи с детьми-инвалидами лишены реальной возможности установить конструктивные контакты с социальным окружением по месту работы и жительства.

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуются целенаправленная профессиональная помощь и общественное содействие, помогающие наилучшим образом обеспечить права детей-инвалидов и взрослых членов таких семей.

Необходимо разработать и внедрить социальные технологии, которые в условиях организованной государственной и общественной поддержки принесли бы скорейший результат и привели к реальной интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семейных условиях, к эффективному взаимополезному взаимодействию их родителей с социальным окружением.

Программа направлена на:

  • реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации ее важнейших положений (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р);

  • достижение целей Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа ее реализации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р);

  • достижение целей государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы;

  • выполнение комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждаемого решением его попечительского совета.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, получение социальных навыков, социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;

  • развитие программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, организация региональных фестивалей и выставок художественного и прикладного творчества, спартакиад, в том числе с участием здоровых детей.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

  • дети-инвалиды, проживающие в семьях;

  • семьи, воспитывающие детей-инвалидов;

  • здоровые сверстники детей-инвалидов и семьи с детьми, которые составляют социальное окружение семей, воспитывающих детей-инвалидов.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает осуществление на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:

  • формирование у семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми мотивации к взаимодействию и взаимной поддержке;

  • образование у семей с детьми-инвалидами новых социальных связей, создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми;

  • получение детьми-инвалидами социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников;

  • поддержку добровольческих инициатив, направленных на поддержку детей и семей в трудной жизненной ситуации;

  • привлечение к выполнению мероприятий программы негосударственных организаций, благотворительных фондов, бизнес-структур;

  • создание и реализация программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, а также семей с детьми-инвалидами в специализированных детских оздоровительных и санаторно-курортных учреждениях, в оздоровительных учреждениях для детей и семей с детьми и других учреждениях;

  • создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов путем проведения региональных и местных фестивалей детского и юношеского творчества, выставок художественного и прикладного творчества с одновременным участием детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей;

  • разработку и внедрение:

  • инновационных программ социализации детей-инвалидов;

  • эффективных форм и способов социального партнерства государственных и общественных структур, семей, имеющих ребенка-инвалида, и семей со здоровыми детьми;

  • другие мероприятия, направленные на достижение целей программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • численность детей-инвалидов, интегрированных в местное сообщество через участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, (за отчетный период), чел.;

  • численность детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху (за отчетный период), чел.;

  • численность детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги (за отчетный период), чел.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов;

  • развитие партнерства государственных структур и организаций гражданского общества, занимающихся проблемами семей с детьми-инвалидами и социальной интеграцией детей-инвалидов;

  • положительная динамика показателей по охвату детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами организованным отдыхом, культурно-досуговыми мероприятиями.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основан на:

  • Направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2016-2017 годы;

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г.   № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1; от 20 мая 2015 г. № 2, от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 27 января 2009 г. № 1; от 10 сентября 2009 г. № 7; от 9 марта 2011 г. № 1; от 15 февраля 2013 г. № 1).

Программа будет выполняться посредством софинансирования отобранных Фондом в результате конкурсов:

  • инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации,

  • инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,

  • инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений,

  • пилотных проектов, разрабатываемых для решения актуальных узконаправленных задач по поддержке различных групп детей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Средства на реализацию мероприятий инновационных программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Фонд имеет право на корректировку объема выделенных средств и перераспределение финансирования по мероприятиям инновационной программы субъекта Российской Федерации, а также корректировку перечня мероприятий для финансирования.

Направление финансовых средств осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по соответствующим договорам, заключенным с непосредственными исполнителями.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в объеме, предусмотренном бюджетом Фонда.

Ежегодный объем средств Фонда, выделяемых на реализацию инновационной региональной программы, комплекса мер субъекта Российской Федерации, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий программы бюджетом программы. Для субъектов Российской Федерации, подпадающих под критерии, указанные в пункте 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежегодный объем денежных средств, выделяемых Фондом на реализацию программы, может быть увеличен до 70 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий региональной программы ее бюджетом.

Предельная сумма софинансирования Фондом составляет:

  • программы в одном регионе – не более 10 млн руб. в год;

  • инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, – не более 10 млн руб. на весь срок его реализации;

  • одного проекта, реализуемого в рамках программы Фонда, – не более 2 млн руб. на весь срок его реализации.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 2 лет, инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 2 лет, инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, российских некоммерческих организаций и общественных объединений в рамках программы – не более 2 лет.

Возврат к списку