«Смогу жить самостоятельно»

В редакции решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 26 апреля 2016 г., протокол № 2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

По данным государственной статистики около 12% детей-инвалидов проживают и воспитываются в интернатных учреждениях. Из общего числа детей-инвалидов на 1 января 2014 г. 21 тыс. детей находилась в 133 стационарных учреждениях социальной защиты населения. По оценкам специалистов, более 40% детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях, сохраняют значительный реабилитационный потенциал, могут обучаться, осваивать доступные профессионально-трудовые навыки, адаптироваться к самостоятельной жизни в социуме. Однако большинство выпускников интернатных учреждений (ежегодно 2 тыс. человек) после достижения 18-летнего возраста, не имея возможности освоить профессиональные навыки и трудоустроиться, переводится в государственные стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты общего типа или психоневрологические интернаты).

Таким образом, общество теряет потенциальных работников и несет дополнительные издержки по содержанию молодых способных к труду инвалидов в интернатных учреждениях.

Причиной этого является недостаточная подготовленность детей-инвалидов к самообслуживанию и посильной профессионально-трудовой деятельности, ограниченность или полное отсутствие социальных связей вне интернатного учреждения, трудности подбора рабочих мест и необеспеченность жилым помещением, приспособленным для самостоятельного проживания.

Необходимо формирование и внедрение моделей социально-реабилитационной работы, обеспечивающих подготовку детей-инвалидов к самостоятельному проживанию, посильной трудовой деятельности и их последующее социальное сопровождение по достижении 18-летнего возраста для закрепления полученных навыков.

Программа направлена на:

  • реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации ее важнейших положений (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р);

  • решение задач, поставленных Единой межведомственной Концепцией ранней помощи детям группы риска и инвалидностью, детям с генетическими нарушениями и сопровождения семей, имеющих таких детей, на период до 2020 года;

  • достижение целей Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа ее реализации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р);

  • достижение целей государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы;

  • выполнение комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждаемого решением его попечительского совета.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

максимальное развитие потенциала ребенка-инвалида в целях его подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРУЮ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

  • дети-инвалиды, воспитывающиеся в интернатных учреждениях для детей-инвалидов системы социальной защиты населения;

  • выпускники интернатных учреждений для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, проживающие самостоятельно (в течение двух лет после выхода из интернатного учреждения).

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает проведение на межведомственной основе комплекса взаимосвязанных последовательных мероприятий по социальной реабилитации и подготовке детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, к самостоятельной жизни по достижении 18 лет, включающих в том числе:

  • развитие межведомственного и внутриведомственного взаимодействия специалистов в оказании услуг детям-инвалидам в интернатных учреждениях;

  • выявление детей-инвалидов, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания;

  • разработку и реализацию индивидуальных программ подготовки детей-инвалидов старше 14 лет к самостоятельной жизни вне интернатного учреждения;

  • ознакомление детей-инвалидов старше 14 лет с их правами и обязанностями в социально-трудовой сфере и в части содержания жилого помещения, формирование у них навыков правильного коммуникативного и поло-ролевого поведения, необходимых для самостоятельного проживания;

  • реализацию программ профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки воспитанников интернатных учреждений;

  • обеспечение совместно со службами занятости и работодателями подбора рабочих мест для выпускников интернатных учреждений;

  • внедрение форм обеспечения выпускников интернатных учреждений доступными и приспособленными для самостоятельного проживания жилыми помещениями, в том числе создание социальных квартир;

  • создание мультипрофессиональных бригад специалистов для координации медицинских, педагогических, психологических действий и социальной работы по подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни по достижении 18 лет и эффективной системы социального сопровождения, в том числе патронажа и консультирования, проживающих самостоятельно выпускников интернатных учреждений;

  • проведение мониторинга качества жизни выпускников интернатных учреждений в течение первого года их самостоятельного проживания;

  • вовлечение здоровых сверстников в организацию и проведение мероприятий, направленных на улучшение интеграции воспитанников интернатных учреждений для детей-инвалидов системы социальной защиты населения в жизнь местного сообщества (массовые культурные, благотворительные, спортивные и другие мероприятия);

  • создание региональных ресурсных центров, обеспечивающих, в том числе: формирование банков эффективных технологий и методик работы по организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях для детей-инвалидов системы социальной защиты населения; интеграции выпускников интернатных учреждений в общество; деятельность по повышению профессиональных компетенций специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, работающих с этой категорией детей;

  • развитие методического обеспечения деятельности специалистов интернатных учреждений для детей-инвалидов системы социальной защиты населения посредством подготовки, издания и распространения тематических методических материалов;

  • создание базы данных о местных социальных ресурсах для помощи выпускникам интернатных учреждений;

  • укрепление профессиональных сообществ специалистов интернатных учреждений для детей-инвалидов системы социальной защиты населения;

  • развитие государственно-частного партнерства, институтов попечительства в социальной сфере, участия некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в оказании услуг воспитанникам интернатных учреждений для детей-инвалидов системы социальной защиты населения;

  • поддержку добровольческих инициатив по участию в программах и интеграционных мероприятиях, адресованных воспитанникам интернатных учреждений для детей-инвалидов системы социальной защиты населения;

  • другие мероприятия, направленные на достижение целей программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • численность детей-инвалидов, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, получивших подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости (за отчетный период), чел.;

  • удельный вес детей-инвалидов, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, получивших подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости, в общей численности детей-инвалидов, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения (за отчетный период), %;

  • численность выпускников учреждений интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, живущих самостоятельно и получающих социальное сопровождение в течение первого года после достижения ими 18-летнего возраста (на конец отчетного периода), чел.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • овладение детьми-инвалидами навыками и умениями, необходимыми для самостоятельного проживания, включая трудовые навыки;

  • увеличение численности самостоятельно проживающих выпускников интернатных учреждений для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, в том числе трудоустроенных и обеспеченных жилым помещением.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основан на:

  • Направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2015-2017 годы;

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г.   № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1; от 20 мая 2015 г. № 2; от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседаний от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 27 января 2009 г. № 1; от 10 сентября 2009 г. № 7; от 9 марта 2011 г. № 1; от 15 февраля 2013 г. № 1);

Программа будет выполняться посредством софинансирования отобранных Фондом в результате конкурсов:

  • инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации,

  • инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,

  • инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений,

  • пилотных проектов, разрабатываемых для решения актуальных узконаправленных задач по поддержке различных групп детей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Средства на реализацию мероприятий инновационных программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Фонд имеет право на корректировку объема выделенных средств и перераспределение финансирования по мероприятиям инновационной программы субъекта Российской Федерации, а также корректировку перечня мероприятий для финансирования.

Направление финансовых средств осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по соответствующим договорам, заключенным с непосредственными исполнителями.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в объеме, предусмотренном бюджетом Фонда.

Ежегодный объем средств Фонда, выделяемых на реализацию инновационной региональной программы, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий программы бюджетом программы. Для субъектов Российской Федерации, подпадающих под критерии, указанные в пункте 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежегодный объем денежных средств, выделяемых Фондом на реализацию программы, может быть увеличен до 70 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий региональной программы ее бюджетом.

Предельная сумма софинансирования Фондом составляет:

  • инновационной социальной программы в субъекте Российской Федерации – не более 10 млн руб. в год;

  • инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, – не более 10 млн руб. на весь срок его реализации;

  • инновационного социального проекта, реализуемого в рамках программы Фонда, – не более 2 млн руб. на весь срок его реализации.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 3 лет, инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 2 лет, инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, российских некоммерческих организаций и общественных объединений в рамках программы – не более 2 лет.

Возврат к списку