«Ты не один»

В редакции решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 26 апреля 2016 г., протокол № 2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

В последнее время наблюдается общемировая тенденция к росту числа детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).  Согласно оценке ВОЗ на каждые 160 детей приходится 1 ребенок с РАС. Статистические данные о детях с РАС в Российской Федерации отсутствуют, однако очевидно, что проблема аутизма в Российской Федерации становится все более актуальной. 

Как правило, аутистические расстройства редко диагностируется у детей до 3-х лет. Это связано с трудностями диагностирования заболевания, ограниченным использованием в практике современных эффективных технологий диагностики, реабилитации и социализации детей с РАС, малой информированностью родителей о признаках заболевания.

Для детей с РАС характерны низкая включенность в сферу образования, малая доступность публичных социальных услуг, дефицит реабилитационных услуг, несвоевременность и низкое качество медико-социальной реабилитации.

Оказание помощи детям с РАС в области социального взаимодействия осложняется тем, что заболевание сопровождается широким спектром других нарушений развития. Детские реабилитационные, образовательные учреждения не адаптированы для принятия таких детей и проведения с ними коррекционной, психолого-педагогической работы, обучения. Немаловажным фактором, тормозящим оказание эффективной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, является рассогласованность в действиях профильных ведомств.

Необходимо проведение работы по системному решению проблемы оказания помощи детям с РАС.

Программа «Ты не один» направлена на:

  • решение задач, поставленных единой межведомственной Концепцией ранней помощи детям группы риска и инвалидностью, детям с генетическими нарушениями и сопровождения семей, имеющих таких детей, на период до 2020 года;

  • реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации ее важнейших положений (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р);

  • достижение целей Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа ее реализации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р);

  • достижение целей государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы;

  • выполнение комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждаемого решением его попечительского совета.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

  • организация в субъекте Российской Федерации комплексной помощи детям с РАС, начиная с раннего возраста, семьям, в которых они воспитываются;

  • создание условий в детских учреждениях для развития, обучения и адаптации к жизни в обществе таких детей;

  • поддержка семей с детьми-аутистами, преодоление их изолированности, создание условий для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей детей с РАС в трудовой и общественной деятельности;

  • повышение информированности населения о детях с РАС, формирование дружественного отношения к таким детям.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

  • Дети с РАС и дети до 3 лет группы риска по РАС;

  • дети с РАС, имеющие другие нарушения развития, в т.ч. интеллектуальные;

  • родители (лица, их заменяющие) детей с РАС и детей группы риска;

  • работники медицинских, социальных, образовательных учреждений и других учреждений, предоставляющих образовательные, реабилитационные услуги детям с РАС;

  • общественные организации, волонтеры, оказывающие помощь детям с РАС.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает осуществление на основе межведомственного подхода комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:

  • своевременное выявление, организацию ранней диагностики детей с РАС;

  • формирование и ведение банков данных детей с РАС и семей, их воспитывающих;

  • организацию ранней помощи детям с РАС;

  • создание межведомственного алгоритма решения проблем детей с РАС, усиление межведомственного взаимодействия и координации действий при разработке программ, направленных на улучшение их положения и предоставление им комплексной помощи;

  • обучение специалистов здравоохранения, образования, социальной защиты населения, в том числе работающих в системе ранней помощи, современным технологиям выявления детей с РАС и оказания помощи таким детям, семьям, в которых они воспитываются;

  • внедрение эффективных технологий и методов комплексной реабилитации детей с РАС, направленных на диагностику, раннюю помощь, образование и их подготовку к жизни в обществе;

  • разработку и выполнение индивидуальных программ обучения, реабилитации и абилитации детей с РАС;

  • разработку и реализацию индивидуальных программ оказания социальных услуг и социального сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС;

  • создание специализированных структурных подразделений, в том числе реабилитационных и абилитационных групп, групп дневного пребывания для детей с РАС, в учреждениях социальной защиты, здравоохранения, образования, включая дошкольные учреждения;

  • разработку и реализацию программ отдыха и оздоровления для детей с РАС с сопровождением родителей;

  • создание условий для занятий детей с РАС творчеством,   физкультурой и спортом;

  • проведение мониторинга потребностей семей с детьми с РАС, в услугах в сфере здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты населения;

  • содействие в обучении родителей методам коммуникативного взаимодействия, помощи детям с РАС;

  • поддержку групп родительской взаимопомощи, включая создание групп в сети Интернет, с целью социального включения семей, воспитывающих детей с РАС,

  • вовлечение волонтеров, НКО в оказание услуг детям и семьям с детьми с РАС;

  • просвещение населения о проблемах детей с РАС, формирование к ним дружественного отношения;

  • другие мероприятия, направленные на достижение целей программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • удельный вес детей с РАС (в возрасте до 3-х лет), включенных в систему ранней помощи, от численности выявленных таких детей, %;

  • удельный вес семей с детьми с РАС, получивших комплексное межведомственное сопровождение, от общей численности семей с детьми-аутистами, выявленными в субъекте Российской Федерации, %;

  • удельный вес семей с детьми с РАС, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, домашний помощник и др.), от общей численности семей с детьми с РАС, выявленных в субъекте Российской Федерации, %;

  • удельный вес детей с РАС, охваченных услугами детских образовательных учреждений, соответствующих возрасту и уровню развития детей, от численности выявленных таких детей, %;

  • число специалистов, прошедших специальное обучение по предоставлению реабилитационных, образовательных, социальных услуг детям с РАС и семьям, их воспитывающим.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • обеспечение раннего выявления, реабилитации и абилитации детей с РАС;

  • улучшение состояния здоровья таких детей, максимальное развитие их реабилитационного потенциала, более высокий уровень интеграции в общество здоровых сверстников;

  • улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей с аутизмом и с РАС;

  • открытое и дружественное отношение общества к детям с аутизмом и с РАС.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основан на:

  • Направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2016-2017 годы;

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г.   № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1; от 20 мая 2015 г. № 2, от 26 апреля 2016 г. № 2 );

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 27 января 2009 г. № 1; от 10 сентября 2009 г. № 7; от 9 марта 2011 г. № 1; от 15 февраля 2013 г. № 1).

Программа будет выполняться посредством софинансирования отобранных Фондом в результате конкурсов:

  • инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации;

  • инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  • инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений;

  • пилотных проектов, разрабатываемых для решения актуальных узконаправленных задач по поддержке различных групп детей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Средства на реализацию мероприятий инновационных программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Фонд имеет право на корректировку объема выделенных средств и перераспределение финансирования по мероприятиям инновационной программы субъекта Российской Федерации, а также корректировку перечня мероприятий для финансирования.

Направление финансовых средств осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по соответствующим договорам, заключенным с непосредственными исполнителями.

Деятельность по программе может включать реализацию проектов, реализуемых Фондом совместно с коммерческими организациями в ряде субъектов Российской Федерации на средства привлеченных благотворительных пожертвований и спонсорские средства в соответствии с согласованными с жертвователями и спонсорами планами.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в объеме, предусмотренном бюджетом Фонда.

Ежегодный объем средств Фонда, выделяемых на реализацию инновационной региональной программы, комплекса мер субъекта Российской Федерации, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий программы бюджетом программы. Для субъектов Российской Федерации, подпадающих под критерии, указанные в пункте 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежегодный объем денежных средств, выделяемых Фондом на реализацию программы, может быть увеличен до 70 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий региональной программы ее бюджетом.

Предельная сумма софинансирования Фондом составляет:

  • инновационной социальной программы субъекта Российской Федерации – не более 10 млн. руб. в год;

  • инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 10 млн. руб. на весь срок его реализации;

  • инновационного социального проекта муниципального образования государственного и муниципального учреждения, российской некоммерческой организации и общественного объединения в рамках программы Фонда, – не более 2 млн. руб. на весь срок его реализации.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 3 лет, инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 2 лет, инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, российских некоммерческих организаций и общественных объединений в рамках программы – не более 2 лет.

Возврат к списку