«Новая семья»

В редакции решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 26 апреля 2016 г., протокол № 2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

Ежегодно на воспитание в семьи граждан устраиваются около 100 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На начало 2015 года в замещающих семьях (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных семьях) воспитывалось 560,7 тыс. детей, или 86,4% всех учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на достигнутые положительные изменения в устройстве детей-сирот на семейное воспитание на начало 2015 года в семейном устройстве нуждались 87,6 тыс. детей, из которых 72,2 тыс. детей находились под надзором в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Большую озабоченность вызывают факты отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью. В 2014 году отменено 5,3 тыс. решений о передаче ребенка на воспитание в семью (в 2013 г. – 5,7 тыс. решений, в 2012 году – 6,1 тыс. решений). Причинами отмены решений в 2014 году были: в 679 случаях (12,8%) – ненадлежащее выполнение замещающими родителями обязанностей по воспитанию ребенка, в 54 случаях (1%) – жестокое обращение с детьми, в 3 534 случаях (66,3%) – инициатива опекунов, попечителей, приемных родителей, усыновителей. Аналогичная структура причин отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью была и в течении 2012-2013 годов.

Такая ситуация свидетельствует о необходимости и крайней важности проведения работы по качественной подготовке граждан к принятию ребенка в семью, повышению их информированности о психологических особенностях приемных детей, состоянии их здоровья, возникающих сложных ситуациях в процессе воспитания таких детей, правах и обязанностях замещающих родителей, а также повсеместного внедрения сопровождения семей, принявших детей на воспитание, в период адаптации ребенка и семьи к новым условиям жизни, помощи семье в случае возникновения проблем в воспитании приемных детей в последующем.

Программа направлена на:

  • выполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации ее важнейших положений (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р);
  • достижение целей Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа ее реализации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р);
  • достижение целей Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий по ее реализации;
  • выполнение комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждаемого решением его попечительского совета.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • создание благоприятных условий семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • формирование осознанного отношения к приему ребенка на воспитание в семью, подготовка граждан к приему детей на воспитание;

  • профилактика отказов от детей среди усыновителей, опекунов, приемных родителей;

  • индивидуальное сопровождение замещающих семей специалистами. Организационная, правовая, медицинская, психологическая и иного рода помощь замещающим семьям.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

  • граждане, способные и желающие принять детей на воспитание;

  • семьи, принявшие детей на воспитание;

  • дети, воспитывающиеся в замещающих семьях.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает осуществление на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, включающих:

  • проведение активной разъяснительной работы с населением о социальной значимости воспитания приемных детей, формах, процедурах и правилах приема детей на воспитание, требованиях к замещающим родителям, органах и учреждениях, содействующих гражданам в этом;

  • развитие и модернизация инфраструктуры социальных служб, способствующих профилактике семейного неблагополучия, сиротства детей и развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • восстановление родственных связей воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • профилактику отказов от детей среди замещающих родителей;

  • содействие созданию благоприятных условий семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

  • развитие государственно-частного партнерства, институтов попечительства в социальной сфере, участия некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в оказании услуг семьям, принявшим детей на воспитание;

  • поддержку добровольческих инициатив, направленных на оказание помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;

  • другие мероприятия, направленные на достижение целей программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи (за отчетный период), чел.;

  • удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на конец отчетного года), %;

  • численность детей, возвращенных в интернатные учреждения из замещающих семей, (за отчетный период), чел.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • создание системы профессионального сопровождения детей, воспитывающихся в замещающих семьях;

  • создание специализированных центров, служб комплексной адресной помощи замещающим семьям и детям (психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции развития детей) в рамках программы;

  • сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях;

  • сокращение числа отказов от детей среди усыновителей, опекунов, приемных родителей.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основан на:

  • Направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2016-2017 годы;
  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 23 декабря 2008 г.  № 2 (в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г.   № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1, от 20 мая 2015 г. № 2; от 26 апреля 2016 г.);
  • Положении о конкурсном инновационных социальных проектов поддержки (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденным решением правления Фонда (протокол заседания от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 27 января 2009 г. № 1; от 10 сентября 2009 г. № 7; от 9 марта 2011 г. № 1; от 15 февраля 2013 г. № 1).

Программа будет выполняться посредством софинансирования отобранных Фондом в результате конкурсов:

  • инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации,

  • инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,

  • инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений,

  • пилотных проектов, разрабатываемых для решения актуальных узконаправленных задач по поддержке различных групп детей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Средства на реализацию мероприятий инновационных программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Фонд имеет право на корректировку объема выделенных средств и перераспределение финансирования по мероприятиям инновационной программы субъекта Российской Федерации, а также корректировку перечня мероприятий для финансирования.

Направление финансовых средств осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по соответствующим договорам, заключенным с непосредственными исполнителями.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в объеме, предусмотренном бюджетом Фонда.

Ежегодный объем средств Фонда, выделяемых на реализацию инновационной региональной программы, комплекса мер субъекта Российской Федерации, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий программы бюджетом программы. Для субъектов Российской Федерации, подпадающих под критерии, указанные в пункте 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежегодный объем денежных средств, выделяемых Фондом на реализацию программы, может быть увеличен до 70 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий региональной программы ее бюджетом.

Предельная сумма софинансирования Фондом составляет:

  • инновационной социальной программы в субъекте Российской Федерации – не более 10 млн. руб. в год;

  • инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, – не более 10 млн. руб. на весь срок его реализации;

  • одного проекта, реализуемого в рамках программы Фонда, – не более 2 млн руб. на весь срок его реализации.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 3 лет, комплекса мер субъекта Российской Федерации, проекта в рамках программы – не более 2 лет.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 2 лет, инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 2 лет, инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, российских некоммерческих организаций и общественных объединений в рамках программы – не более 2 лет.

Возврат к списку