«Лига помощи»

В редакции решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 26 апреля 2016 г., протокол № 2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

Главными причинами сиротства детей являются социальное неблагополучие семьи и лишение родителей родительских прав или ограничение родителей в родительских правах. Дети, лишенные возможности воспитываться в родной семье, – социальные сироты – составляют около 80% всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая структура сиротства детей носит устойчивый характер.

В большинстве случаев родители, ведущие асоциальный образ жизни из-за алкоголизма, наркомании, отсутствия работы и др., пренебрегают интересами ребенка, вплоть до игнорирования его первичных потребностей (в питании, одежде, лечении, обучении и пр.).

С 2009 года наметилась устойчивая тенденция к снижению числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей. Так, если в 2009 году число детей, у которых оба родителя или единственный родителей были лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, составляло 57, 4 тыс. человек, то в 2014 г. их число составило 42,9 тыс. детей. Тем не менее необходимо дальнейшее развитие социальной работы с семьями, в которых родители не уделяют должного внимания детям, концентрация усилий на предотвращение дезорганизации семей и лишений родительских прав, более активное внедрение технологий социальной реабилитации на ранних стадиях семейного неблагополучия.

Программа «Лига помощи» направлена на:

  • выполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

  • реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации ее важнейших положений (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р);

  • достижение целей Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа ее реализации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р);

  • достижение целей Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий по ее реализации;

  • выполнение комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждаемого решением его попечительского совета.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • ранняя профилактика социального сиротства детей;

  • сокращение числа лишений родителей родительских прав.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

  • социально неблагополучные семьи, в том числе семьи в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;

  • родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает осуществление на основе межведомственного подхода комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:

  • внедрение новых технологий и методов работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и оказанию поддержки семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в рамках создания системы информирования граждан, медицинских и педагогических работников, органов милиции, опеки и попечительства, иных структур, занимающихся работой с семьей и детьми о возможностях помощи таким семьям;

  • аккумуляцию данных о выявленных случаях семейного неблагополучия для наиболее раннего начала работы с такими семьями;

  • обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам (необходимое число учреждений и специалистов соответствующей квалификации – психологов, социальных работников, юристов, социальных педагогов и пр.);

  • внедрение эффективных технологий и методов профилактики социального сиротства, включая социальное сопровождение семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или социально опасном положении;

формирование четкой системы органов и специалистов, постоянно принимающих участие в такой работе с закрепленными новыми функциональными обязанностями: создание новых или использование и расширение потенциала уже имеющихся служб (учреждений социального обслуживания семьи и детей; служб социального сопровождения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или социально опасном положении; служб психологической помощи населению, психолого-медико-педагогических центров системы образования и др.);

  • внедрение комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающей алкогольной зависимостью;

  • включение в работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, служб занятости, дошкольных учреждений, при необходимости – лечебных учреждений;

  • применение ограничения родителей в родительских правах для проведения в этот период реабилитационной работы с семьями; при исправлении родителей – организация восстановления родителей в родительских правах (отмена ограничения родительских прав);

  • последующий мониторинг жизнедеятельности семей группы риска для предотвращения повторов девиантного поведения;

  • поддержку добровольческих инициатив, направленных на оказание помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;

  • привлечение к выполнению мероприятий программы негосударственных организаций, благотворительных фондов, бизнес-структур;

  • другие мероприятия, направленные на достижение целей программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • численность родителей, лишенных родительских прав (за отчетный период), чел.;

  • численность родителей, ограниченных в родительских правах (за отчетный период), чел.;

  • численность родителей, восстановленных в родительских правах (за отчетный период), чел.;

  • численность родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах (за отчетный период), чел.;

  • число семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении (на конец отчетного периода), число семей.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • формирование эффективной системы работы с семьями группы риска. Обеспечение социального сопровождения и социального контроля за этими семьями до выхода их из трудной жизненной ситуации;

  • сокращение числа лишений родительских прав, беспризорности и безнадзорности детей;

  • сохранение семейной среды воспитания детей.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основан на:

  • Направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2016-2017 годы;

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 23 декабря 2008 г.  № 2 (в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г.   № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1, от 20 мая 2015 г. № 2; от 26 апреля 2016 г.);

  • Положении о конкурсном инновационных социальных проектов поддержки (комплекс мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденным решением правления Фонда (протокол заседания от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 27 января 2009 г. № 1; от 10 сентября 2009 г. № 7; от 9 марта 2011 г. № 1; от 15 февраля 2013 г. № 1).

Программа будет выполняться посредством софинансирования отобранных Фондом в результате конкурсов:

  • инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации,

  • инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,

  • инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений,

  • пилотных проектов, разрабатываемых для решения актуальных узконаправленных задач по поддержке различных групп детей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Средства на реализацию мероприятий инновационных программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Фонд имеет право на корректировку объема выделенных средств и перераспределение финансирования по мероприятиям инновационной программы субъекта Российской Федерации, а также корректировку перечня мероприятий для финансирования.

Направление финансовых средств осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по соответствующим договорам, заключенным с непосредственными исполнителями.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в объеме, предусмотренном бюджетом Фонда.

Ежегодный объем средств Фонда, выделяемых на реализацию инновационной региональной программы, комплекса мер субъекта Российской Федерации, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий программы бюджетом программы. Для субъектов Российской Федерации, подпадающих под критерии, указанные в пункте 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежегодный объем денежных средств, выделяемых Фондом на реализацию программы, может быть увеличен до 70 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий региональной программы ее бюджетом.

Предельная сумма софинансирования Фондом составляет:

  • инновационной социальной программы в субъекте Российской Федерации – не более 10 млн. руб. в год;

  • инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, – не более 10 млн. руб. на весь срок его реализации;

  • одного проекта, реализуемого в рамках программы Фонда, – не более 2 млн руб. на весь срок его реализации.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 2 лет, инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 2 лет, инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, российских некоммерческих организаций и общественных объединений в рамках программы – не более 2 лет.

Возврат к списку