«Защитим детей от насилия!»

В редакции решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 26 апреля 2016 г., протокол № 2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

Жестокое обращение с детьми – острая социальная проблема. Конвенция ООН о правах ребенка категорически осудила любые формы жестокого обращения с детьми. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) в 2004 г. провозгласила общеевропейский запрет на телесные наказания детей. Законодательство Российской Федерации устанавливает несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. 

Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях, в том числе при расследовании преступлений, повлекших тяжкий вред здоровью ребенка или угрозу его жизни. Наиболее сложным для выявления является жестокое отношение к ребенку в семье.

Правоохранительные органы фиксируют рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних; сексуальной эксплуатации детей; использования детей при производстве порнографической продукции.

В 2014 году численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, составила 3 270 человек (в 2013 г. – 4 184 чел., в 2012г. – 4 632 чел., в 2011 г. – 4 682 чел.).

Численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми в 2014 году составила 392 человека (в 2013 г. – 484 чел., в 2012 г. – 709 чел., в 2011 г. – 964 чел.).

В 2014 году выявлено 2116 случаев жестокого обращения с детьми (в 2013 г. – 2 373 случая, в 2012 г. – 2494 случая, в 2011 г. – 2 495 случаев).

Потерпевшими в 2013 году признано 89,1 тыс. несовершеннолетних (в 2012 году – 89,2 тыс. человек, в 2011 году – 93,2 тыс. человек).

Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит межведомственный и междисциплинарный характер. В деятельности по пресечению насилия должны вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб. Решение проблемы возможно при взаимодействии ведомств всех ветвей власти с правозащитными и иными общественными организациями, уполномоченными по правам ребенка. Долг общества – сформировать атмосферу нетерпимости к проявлениям жестокого обращения с детьми, выявлять и пресекать подобные случаи, оказать своевременную помощь пострадавшему ребенку.

Программа направлена на:

  • выполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

  • реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации ее важнейших положений (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р); достижение целей Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа ее реализации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р);

  • достижение целей Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий по ее реализации;

  • выполнение комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждаемого решением его попечительского совета.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям;

  • повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях;

  • повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;

  • обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, включая преступления сексуального характера.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

  • социально неблагополучные семьи, в том числе семьи в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении;

  • родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей;

  • дети, пострадавшие от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера;

  • специалисты, работающие с детьми, в том числе в учреждениях для детей, включая стационарные, различной ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает осуществление на основе межведомственного подхода комплекса последовательных мероприятий, направленных на формирование институциональной системы профилактики семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, включающих в том числе:

  • своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми в семьях, в школах и иных детских учреждениях посредством создания системы информирования граждан, медицинских и педагогических работников, органов полиции, опеки и попечительства, иных структур, занимающихся работой с семьей и детьми о необходимости своевременного выявления насилия по отношению к детям и возможностях помощи таким детям и семьям;

  • обеспечение беспрепятственного доступа детей и семей с детьми к социальным услугам для повышения уровня защищенности ребенка от насилия, обеспечения гарантий получения детьми – жертвами насилия социально-психологической помощи;

  • создание необходимых условий для оперативного сообщения гражданами компетентным органам о случаях жестокого обращения с детьми и насилия по отношению к детям, обращения детей, пострадавших от насилия, в том числе преступлений сексуального характера, для немедленного оказания им помощи;

  • разработку и реализацию индивидуальных программ оказания социальных услуг детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, включая мероприятия по их социальному сопровождению;

  • разработку регламентов межведомственного взаимодействия на всех уровнях профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми и обеспечение оказания социальных услуг детям и их семьям в целях их выхода из кризисной ситуации, включая мероприятия по их социальному сопровождению;

  • развитие межведомственного и внутриведомственного взаимодействия специалистов с использованием современных возможностей информационно-коммуникационного взаимодействия в социальных сетях;

  • развитие системы социальных служб (государственных и негосударственных) по работе с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и преступных посягательств, а также их семьями (службы экстренного реагирования на ситуацию жестокого обращения с детьми; отделения реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе от сексуального насилия; службы кризисной помощи несовершеннолетним; службы социально-психологической реабилитации и сопровождения семей с детьми, допускающих насильственные методы воспитания детей; служба непрерывного социально-психологического сопровождения детей, пострадавших от насилия, а также детей, склонных к суициду, и другие);

  • открытие правовых центров для детей и их семей в целях обеспечения защиты их прав и интересов, предоставления им бесплатной юридической помощи;

  • обеспечение временного проживания (пребывания) детей и женщин с детьми, пострадавших от насилия в семье или оказавшихся в социально опасном положении вследствие угрозы насилия или жестокого обращения (группы (отделения) временного пребывания, социальные гостиные, социальные гостиницы и другое);

  • разработку и внедрение эффективных технологий и методик работы с семьями по предотвращению насилия в отношении детей и социальной реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, подвергшихся преступным посягательствам, и их семей;

  • разработку и внедрение эффективных технологий и методик работы по снижению агрессивности в детской среде, через систему образовательных, социальных учреждений, школьных и муниципальных служб примирения;

  • разработку и внедрение эффективных технологий и методик работы с детьми, склонными к суициду;

  • разработку и внедрение в деятельность учреждений программ, направленных на обеспечение оказания надлежащей помощи несовершеннолетним лицам – жертвам преступлений сексуального характера, включая социальную реинтеграцию, физическую и психологическую реабилитацию, а также их близким родственникам;

  • реализацию программ реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, на базе детских оздоровительных и лечебно-профилактических учреждений;

  • внедрение комплексных программ медико-социальной реабилитации родителей, страдающей алкогольной зависимостью, со стороны которых имелись случаи жестокого обращения с детьми или присутствует опасность таковых;

  • реализацию социальных и психокоррекционных программ для мужчин и иных членов семей – инициаторов насилия или жестокого обращения в отношении детей;

  • широкое информирование граждан о формах насилия в отношении детей и ответственности за действия, направленные против детей, правилах безопасности для детей в целях предотвращения преступных посягательств;

  • проведение информационно-просветительских и коррекционно-развивающих мероприятий среди подростков о недопустимости жестокого обращения со сверстниками, насилия, о правилах безопасного поведения, формировании навыков неагрессивного поведения, конструктивного межличностного общения, а также возможностях получения помощи в случае насилия или преступных посягательств;

  • профилактическую, консультационную, разъяснительную работу с родителями об ответственности за жестокое обращение с детьми; обучение родителей психолого-педагогическим технологиям продуктивного взаимодействия с детьми и способам решения проблем детско-родительских отношений;

  • создание региональных ресурсных центров, обеспечивающих, в том числе: формирование банков эффективных технологий и методик работы по профилактике жестокого обращения с детьми; социальной реинтеграции, физической и психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, а также их близких родственников; деятельность по повышению профессиональных компетенций специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, работающих с этой категорией детей;

  • развитие методического обеспечения деятельности специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, непосредственно работающих с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и преступных посягательств, и их семьями, посредством подготовки, издания и распространения тематических методических материалов;

  • укрепление профессиональных сообществ специалистов, работающих с несовершеннолетними, пострадавшими от жестокого обращения и преступных посягательств, а также их семьями;

  • развитие государственно-частного партнерства, институтов попечительства в социальной сфере, участия некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в оказании услуг детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, и их семьям;

  • поддержку добровольческих инициатив, направленных на формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям насилия по отношению к детям, повышение информированности детей о возможностях и правилах безопасного поведения;

  • другие мероприятия, направленные на достижение целей программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей (за отчетный период), чел;

  • численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми (за отчетный период), чел.;

  • численность несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств (на конец отчетного периода), чел.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • более полное и своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми;

  • сокращение жестокого обращения с детьми в семье, в кругу сверстников, в школе, интернатных учреждениях и иных учреждениях для детей;

  • сокращение уличного насилия в отношении детей;

  • успешная социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, включая социальную интеграцию, физическую и психологическую реабилитацию несовершеннолетних – жертв преступлений сексуального характера, а также их близких родственников.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основан на:

  • Направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2016-2017 годы;
  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г.   № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1; от 20 мая 2015 г. № 2; от 26 апреля 2016 г.)
  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 27 января 2009 г. № 1; от 10 сентября 2009 г. № 7; от 9 марта 2011 г. № 1; от 15 февраля 2013 г. № 1);

Программа будет выполняться посредством софинансирования отобранных Фондом в результате конкурсов:

  • инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации,

  • инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,

  • инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений,

  • пилотных проектов, разрабатываемых для решения актуальных узконаправленных задач по поддержке различных групп детей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Средства на реализацию мероприятий инновационных программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Фонд имеет право на корректировку объема выделенных средств и перераспределение финансирования по мероприятиям инновационной программы субъекта Российской Федерации, а также корректировку перечня мероприятий для финансирования.

Направление финансовых средств осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по соответствующим договорам, заключенным с непосредственными исполнителями.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в объеме, предусмотренном бюджетом Фонда.

Ежегодный объем средств Фонда, выделяемых на реализацию инновационной региональной программы, комплекса мер субъекта Российской Федерации, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий программы бюджетом программы. Для субъектов Российской Федерации, подпадающих под критерии, указанные в пункте 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежегодный объем денежных средств, выделяемых Фондом на реализацию программы, может быть увеличен до 70 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий региональной программы ее бюджетом.

Предельная сумма софинансирования Фондом составляет:

  • инновационной социальной программы субъекта Российской Федерации – не более 10 млн. руб. в год;

  • инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, – не более 10 млн. руб. на весь срок его реализации;

  • инновационного социального проекта, реализуемого в рамках программы Фонда, – не более 2 млн. руб. на весь срок его реализации.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 3 лет, инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 2 лет, инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, российских некоммерческих организаций и общественных объединений в рамках программы – не более 2 лет.

Возврат к списку