«Никому не отдам»

В редакции решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 26 апреля 2016 г., протокол № 2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

В домах ребенка на начало 2014 года проживало около 14 тыс. детей, из которых около 70% составляли дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в 2012 г. – 16 тыс. детей). Большая часть таких детей поступает непосредственно из родильных домов в результате отказа от них матерей. По данным субъектов Российской Федерации в 2014 году число детей, оставленных матерями при рождении, составило около 5 тыс. человек (в 2013 г. - 5,8 тыс. чел., в 2012 г. - 6,2 тыс. чел.).

Кроме того, часть детей, от которых отказались при рождении, поступает в детские больницы. Учет таких детей не ведется, однако ориентировочно их численность может быть оценена на уровне 1-2 тыс. детей в год.

В Российской Федерации работает около 2 тыс. учреждений родовспоможения (родильных домов, ЦРБ, многопрофильных больниц с акушерско-гинекологическими отделениями и пр.). Таким образом, в среднем в течение года на 1 медицинское учреждение родовспоможения приходится около 3 отказов от новорожденных детей. В реальности в зависимости от места расположения и размера медицинского учреждения (отделение в районной больнице или родильный дом в мегаполисе) в течение года может быть от 1 до 20-30 и более отказов от детей.

Причинами отказов от детей является, как правило, сочетание следующих факторов в различных вариациях:

  • несовершеннолетний возраст матери;
  • рождение ребенка вне брака;

  • отсутствие жилья, работы, образования, источников дохода, регистрации, гражданства;

  • отсутствие поддержки со стороны отца ребенка, родителей или иных близких людей, боязнь огласки и общественного осуждения;

  • рождение ребенка с пороком развития (болезнь Дауна, иные формы инвалидизирующих болезней или пороков развития);

  • ВИЧ-инфекция матери;

  • ведение матерью асоциального образа жизни (бродяжничество, наркомания, алкоголизм и пр.).

Большая часть указанных причин носит временный характер и вполне преодолима при адекватной поддержке матери с ребенком в течение определенного времени – от 1 до 2 лет – социальными службами.

Программа направлена на:

  • выполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

  • реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации ее важнейших положений (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р);

  • достижение целей Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа ее реализации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р);

  • достижение целей Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий по ее реализации;

  • выполнение комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждаемого решением его попечительского совета.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • профилактика отказов матерей от новорожденных детей в родильных домах, женских консультациях и детских больницах;

  • создание системы межведомственного социального, медико-психологического сопровождения женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

  • беременные женщины и матери, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

  • женщины, сомневающиеся в необходимости рождения ребенка или принятия рожденного ребенка из медицинского учреждения.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает осуществление на основе межведомственного подхода комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:

  • стартовое изучение распространенности отказов от детей и ведущих причин отказов от детей, последующий мониторинг;

  • организация службы оповещения о намерении женщины отказаться от ребенка (оповещение имеющихся в учреждении родовспоможения специалистов или действующей (созданной) в рамках проекта службы (специалистов службы) для немедленного начала работы с матерью;

  • подготовка персонала (специалистов) родильных домов и иных учреждений родовспоможения для работы с такими матерями; возможно, введение в штат психологов, юристов или социальных работников;

  • подготовка специалистов социальных служб;

  • организация социальной помощи таким матерям:

  • открытие и оборудование помещения для временного проживания матери с ребенком;

  • организация медицинской и реабилитационной помощи ребенку;

  • помощь матери в мобилизации собственных ресурсов, налаживании контактов с ребенком и родными, обучении навыкам ухода за новорожденным, оформлении необходимых документов;

  • решение вопросов с трудоустройством матери;

  • при необходимости – временное оказание материальной помощи (предоставление питания матери и ребенку, лекарств, средств ухода);

  • устройство ребенка в ДОУ;

  • при необходимости - помощь в решении жилищной проблемы (подбор работы с обеспечением служебным жильем, помощь в восстановлении контактов с родной семьей матери для дальнейшего проживания с родственниками и пр.);

  • поддержка добровольческих инициатив, направленных на оказание помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;

  • привлечение к выполнению мероприятий программы негосударственных организаций, благотворительных фондов, бизнес-структур;

  • другие мероприятия, направленные на достижение целей программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • удельный вес отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей (за отчетный период), %;

  • удельный вес матерей из числа намеревавшихся отказаться от новорожденного ребенка и изменивших решение об отказе от новорожденного ребенка (забравших ребенка) в общей численности матерей, с которыми была проведена работа (за отчетный период), %.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • сокращение отказов от новорожденных детей;

  • создание схем взаимодействия между медицинскими работниками, социальными службами, органами опеки и попечительства;

  • создание служб психологической поддержки в женских консультациях и родильных домах.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основан на:

  • Направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2016-2017 годы;

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г.   № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1; от 20 мая 2015 г. № 2; от 26 апреля 2016 г.);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 26 апреля 2016 г. № 2);

  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 27 января 2009 г. № 1; от 10 сентября 2009 г. № 7; от 9 марта 2011 г. № 1; от 15 февраля 2013 г. № 1).

Программа будет выполняться посредством софинансирования отобранных Фондом в результате конкурсов:

  • инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации,

  • инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,

  • инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений,

  • пилотных проектов, разрабатываемых для решения актуальных узконаправленных задач по поддержке различных групп детей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Средства на реализацию мероприятий инновационных программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Фонд имеет право на корректировку объема выделенных средств и перераспределение финансирования по мероприятиям инновационной программы субъекта Российской Федерации, а также корректировку перечня мероприятий для финансирования.

Направление финансовых средств осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по соответствующим договорам, заключенным с непосредственными исполнителями.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в объеме, предусмотренном бюджетом Фонда.

Ежегодный объем средств Фонда, выделяемых на реализацию инновационной региональной программы, комплекса мер субъекта Российской Федерации, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий программы бюджетом программы. Для субъектов Российской Федерации, подпадающих под критерии, указанные в пункте 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежегодный объем денежных средств, выделяемых Фондом на реализацию программы, может быть увеличен до 70 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий региональной программы ее бюджетом.

Предельная сумма софинансирования Фондом составляет:

  • инновационной социальной программы в субъекте Российской Федерации – не более 10 млн. руб. в год;

  • инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, – не более 10 млн. руб. на весь срок его реализации;

  • одного проекта, реализуемого в рамках программы Фонда, – не более 2 млн. руб. на весь срок его реализации.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 3 лет, инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 2 лет, инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, российских некоммерческих организаций и общественных объединений в рамках программы – не более 2 лет.

Возврат к списку