«Право ребенка на семью»

В редакции решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 26 апреля 2016 г., протокол № 2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

Сокращение социального сиротства, обеспечение семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему определяется руководством страны как одна из приоритетных задач социальной политики. Несмотря на принимаемые в течение длительного времени меры по сокращению социального сиротства и достигнутые положительные изменения, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему остается высоким.

По данным Росстата на 1 января 2015 года число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 648,3 тыс. человек, из которых 560,7 тыс. детей воспитывались в замещающих семьях (436,6 тыс. детей находились под опекой, 124,1 тыс. детей усыновлено).

Основной объем полномочий в части выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их дальнейшего устройства и социальной поддержки, профилактики семейного неблагополучия, ведущего к социальному сиротству, находится в ведении субъектов Российской Федерации и нередко делегирован на муниципальный уровень. При этом отсутствует комплексный межведомственный подход в организации работы по профилактике сиротства детей и развитии форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов.

Программа «Право ребенка на семью» направлена на:

  • выполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и выполнение Фондом плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации ее важнейших положений (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р);
  • достижение целей Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа ее реализации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р);
  • достижение целей Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и выполнение задач Фонда в соответствии с планом мероприятий по ее реализации;
  • выполнение комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ежегодно разрабатываемого Фондом и утверждаемого решением его попечительского совета.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • системные изменения в субъекте Российской Федерации в организации работы по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей группы риска, развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов;
  • создание программно-целевых механизмов, направленных на сокращение числа лишений родительских прав, выявление, социальное сопровождение и реабилитацию семей группы риска;
  • развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

  • социально неблагополучные семьи с детьми, в том числе семьи в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении;
  • родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее – дети-сироты), включая сирот из числа детей-инвалидов;
  • граждане, изъявившие желание принять на воспитание детей-сирот.
  • семьи, принявшие на воспитание детей-сирот;
  • специалисты, работающие с детьми-сиротами, в том числе в учреждениях для детей различной ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, включая стационарные учреждения.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает осуществление на межведомственной основе проведение комплекса последовательных мероприятий, направленных на формирование институциональной системы профилактики семейного неблагополучия, сиротства детей и развития форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, включающих:

1. обеспечение межведомственного подхода к решению задач программы:
  • разработка регламентов межведомственного взаимодействия на всех уровнях профилактики детского и семейного неблагополучия, оказания помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или социально опасном положении;
  • развитие межведомственного и внутриведомственного взаимодействия специалистов в оказании услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или социально опасном положении;
2. профилактику семейного неблагополучия, лишения родительских прав, работа с семьей:
  • своевременное выявление семей, находящихся на ранних стадиях развития социального неблагополучия; экстренная помощь в случаях нарушения прав ребенка;
  • обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к социальным услугам (необходимое количество учреждений и специалистов необходимой квалификации – психологов, социальных работников, юристов, социальных педагогов и пр.);
  • комплексная реабилитация и экстренная помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, или ставшими свидетелями такого преступления, и их семьям;
  • развитие и модернизация инфраструктуры социальных служб, способствующих профилактике семейного неблагополучия, сиротства детей и развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разработка и реализация индивидуальных программ оказания социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или социально опасном положении, включая мероприятия по их социальному сопровождению;
  • более широкое использование ограничения родителей в родительских правах с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями; при исправлении родителей – организация восстановления родителей в родительских правах (отмена ограничения родительских прав);
  • внедрение комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающей алкогольной зависимостью, включение в такую работу служб занятости, дошкольных учреждений, при необходимости – лечебных учреждений (лечение от алкоголизма и наркомании);
3. профилактику отказов матерей от новорожденных и малолетних детей, в том числе в местах лишения свободы:
  • помощь матерям, в том числе находящимся в местах лишения свободы, в мобилизации собственных ресурсов, налаживании контактов с ребенком и родными, обучении навыкам ухода за новорожденным, оформлении необходимых документов, решении вопросов с трудоустройством;
  • внедрение эффективных технологий и методик работы, направленных на формирование у женщин, в том числе несовершеннолетних, родивших детей в местах лишения свободы, ответственного материнства;
  • разработка и реализация индивидуальных коррекционных и развивающих программ для детей, находящихся в домах ребенка при исправительных колониях для содержания осужденных женщин;
  • создание при исправительных колониях для содержания осужденных женщин отделений для совместного проживания отбывающих наказание матерей и их детей;
  • обеспечение раннего постпенитенциарного сопровождения матерей с малолетними детьми;

4. содействие семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая подготовку граждан к принятию ребенка на воспитание и социальное сопровождение замещающих семей:

  • проведение активной разъяснительной работы с населением о социальной значимости воспитания приемных детей, формах, процедурах и правилах приема детей на воспитание в семью, требованиях к замещающим родителям, а также органах и учреждениях, содействующих гражданам в этом;
  • восстановление родственных связей воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельному проживанию;
  • профессиональная и предпрофессиональная подготовка детей,воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семьях;
  • социальное сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • подготовка и последующая реструктуризация интернатных учреждений, включая их перепрофилирование, переподготовку персонала, программы трудоустройства высвобождающихся работников;

5. ресурсное и методическое сопровождение деятельности:

  • создание региональных ресурсных центров, обеспечивающих, в том числе: формирование банков эффективных технологий и методик работы по профилактике семейного неблагополучия, сиротства детей и развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов; деятельность по повышению профессиональных компетенций специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, работающих с этой категорией детей и семей;
  • развитие методического обеспечения деятельности специалистов учреждений, оказывающих услуги семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, посредством подготовки, издания и распространения тематических методических материалов;
  • создание базы данных о местных социальных ресурсах для помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
  • укрепление профессиональных сообществ специалистов учреждений, оказывающих услуги семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
  • развитие государственно-частного партнерства, институтов попечительства в социальной сфере, участия некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в оказании услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
  • поддержка добровольческих инициатив по участию в программах и мероприятиях, адресованных семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
  • другие мероприятия, направленные на достижение целей программы.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте 0-17 лет (на конец отчетного года), %;
  • удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на конец отчетного года), %;
  • численность детей, родители которых лишены родительских прав (за отчетный период), чел.;
  • численность детей, родители которых ограничены в родительских правах (за отчетный период), чел.;
  • удельный вес отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей (за отчетный период), %;
  • численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи (за отчетный период), чел.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • формирование моделей межведомственных связей и комплексных подходов к решению задачи;
  • оптимизация системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание социальных служб нового типа. Реформирование управленческих структур;
  • положительная динамика показателей социального сиротства: сокращение числа социальных сирот, образование приемных семей, рост численности усыновленных детей, сокращение и реформирование интернатных учреждений и др.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основан на:

  • Направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2016-2017 годы;
  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 10 сентября 2009 г.   № 7; от 16 июня 2010 г. № 6; от 30 июля 2010 г. № 7; от 29 мая 2012 г. № 4; от 15 февраля 2013 г. № 1; от 29 апреля 2014 г. № 1; от 20 мая 2015 г. № 2; от 26 апреля 2016 г.);
  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном решением правления Фонда (протокол заседания от 26 апреля 2016 г. № 2);
  • Положении о конкурсном отборе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 23 декабря 2008 г. № 2 (в редакции решений правления Фонда от 27 января 2009 г. № 1; от 10 сентября 2009 г. № 7; от 9 марта 2011 г. № 1; от 15 февраля 2013 г. № 1).

Программа будет выполняться посредством софинансирования отобранных Фондом в результате конкурсов:

  • инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации,
  • инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,
  • инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений,
  • пилотных проектов, разрабатываемых для решения актуальных узконаправленных задач по поддержке различных групп детей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Средства на реализацию мероприятий инновационных программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Фонд имеет право на корректировку объема выделенных средств и перераспределение финансирования по мероприятиям инновационной программы субъекта Российской Федерации, а также корректировку перечня мероприятий для финансирования.

Направление финансовых средств осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по соответствующим договорам, заключенным с непосредственными исполнителями.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в объеме, предусмотренном бюджетом Фонда.

Ежегодный объем средств Фонда, выделяемых на реализацию инновационной региональной программы, комплекса мер субъекта Российской Федерации, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий программы бюджетом программы. Для субъектов Российской Федерации, подпадающих под критерии, указанные в пункте 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежегодный объем денежных средств, выделяемых Фондом на реализацию программы, может быть увеличен до 70 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий региональной программы ее бюджетом.

Предельная сумма софинансирования Фондом составляет:

  • инновационной социальной программы в субъекте Российской Федерации – не более 50 млн. руб. в год;
  • инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, – не более 10 млн. руб. на весь срок его реализации;
  • одного проекта, реализуемого в рамках программы Фонда, – не более 2 млн руб. на весь срок его реализации.

Срок софинансирования инновационной программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 4 лет, инновационного социального проекта (комплекса мер) субъекта Российской Федерации в области социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – не более 2 лет, инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, российских некоммерческих организаций и общественных объединений в рамках программы – не более 2 лет.

Возврат к списку